SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

10.0 Философия и социология

Предметная область социальной философии может быть выявлена, исходя из двух позиций.
Первую позицию можно охарактеризовать как философское рас¬смотрение общества. Это означает, что общество изучается не только как некая всеобщая целостность, в своей всеобщеисторической эво¬люции, а именно в контексте постановки, развития, решения опре¬деленных философских проблем. Можно сказать, что социальная фи¬лософия нацелена на выявление и анализ философского потенциала общества, общественного бытия человека.
Вторую позицию можно охарактеризовать как своеобразное об¬щественное рассмотрение философии. Иначе говоря, это область со¬циального обоснования философских проблем. Вполне понятно, что обе позиции — от философии к обществу и от общества к филосо¬фии — тесно взаимопереплетены, а нередко и просто сливаются друг с другом. Тем не менее их теоретико-методологическое разведение полезно, ибо позволяет более рельефно вычленить и осмыслить опре¬деленные тенденции исторического развития социальной философии.
Социальная философия как наука призвана решать две кардиналь¬ные проблемы. Первая из них — обоснование диалектико-материали-стического решения основного вопроса философии применительно к обществу. Вторая — раскрытие сути общества как определенной цело¬стности. Решение первой проблемы характеризует философскую грань социальной философии, второй — общесоциологическую. Наличие этих двух граней, их диалектическое единство составляет качествен¬ную специфику системы социальной философии.
Что же собой представляют в контексте системы, структуры со¬циологическая и философская стороны? По нашему мнению, это две различные подсистемы познания общества, воплощенные в разных познавательных процедурах, их различной последовательности и в разных конечных познавательных результатах.
Так, воссоздавая теоретический образ общества в целом, соци¬альная философия как теоретическое знание развертывается не про¬извольно. Как при постройке любого здания необходимо начинать с нулевого цикла, а потом — этап за этапом — наращивать строитель¬ство, так и при воспроизведении теоретического образа общества в целом приходится придерживаться определенного порядка. Каждое из звеньев этой последовательности — не просто отдельно взятый фрагмент, а определенное продолжение, углубление уже известного зна¬ния, введение к новому анализу, новому знанию. Если рассмотреть эти звенья познания в их последовательности, то можно сказать, что каждое из них неуклонно приближает нас к представлению об обще¬стве в целом. Иначе говоря, теоретическое воспроизведение общества в целом подчинено определенной логике.
Именно эта логика, направленная на познание реального обще¬ства как целостности, позволяющая из множества описаний отдель¬ных сторон общества воссоздать теоретически развернутый научный образ общества в целом, и является характеристикой социальной философии как общесоциологического учения.
Точно так же социальная философия как философское учение представляет собой не просто общее решение вопроса о соотношении общественного бытия и общественного сознания. Само это решение не что иное, как определенный итог анализа многообразнейших форм отношения материального и идеального в обществе, проявляющегося в разных сторонах, аспектах общественной жизни. И само рассмотре¬ние этих форм не хаотично, а включает в себя определенную после¬довательность. Мы можем с уверенностью сказать, что общее реше¬ние вопроса о соотношении общественного бытия и общественного сознания складывается именно как результат последовательного, под¬чиненного определенной логике рассмотрения этих форм. Стало быть, и сама эта логичность является характеристикой социальной филосо¬фии как философской теории.