SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

2.0 Географическая среда и народонаселение

Народонаселение и демографический детерминизм.

К основополагающим факторам развития общества отно¬сится и народонаселение, олицетворяющее естественный про¬цесс воспроизводства и развития человеческого рода. Данный процесс осуществляется прежде всего в рамках семьи, представляющей собой одновременно биологическую и социальную ячейку общества. Воспроизводство народонаселения генетически базируется на функционировании семьи и также имеет биосоциальное содержание.
Важное значение имеют динамика роста народонаселения, его плотность в той или иной стране и т.п. Следует отметить достаточно быстрый рост населения земного шара в XX столе¬тии. В начале века население Земли насчитывало 1 млрд. 608 млн. человек, в 1930 г. оно составило уже два миллиарда, в 1976 г. -— четыре миллиарда, в 1987 г. — пять миллиардов. Предполагается, что к 2002 г. население Земли увеличится до 7 миллиардов человек.
Наличие необходимого количества населения —это благо¬приятный фактор развития общества. Ведь люди выступают в качестве его основной производительной силы, носителей зна¬ний, навыков, умений, а также-нравственных и эстетических качеств, позволяющих решать проблемы общественной жизни. В то же время при избытке населения возникают про¬блемы безработицы, нехватки продовольствия и т.п. Решать эти проблемы бывает очень сложно.
В свое время английский экономист и священник Т. Маль¬тус (1766—1834) сформулировал закон динамики народонасе¬ления, в котором попытался выразить соотношение роста на¬селения и возможностей его обеспечения средствами питания. Он исходил из того, что народонаселение растет в геометричес¬кой прогрессии, а производство продуктов питания —в ариф¬метической прогрессии, т.е. существенно отстает от роста на¬родонаселения. Отсюда делались выводы о возможном миро¬вом голоде и гибели человечества вследствие перенаселения планеты.
Хотя Мальтус поставил вполне реальную проблему возмож¬ностей обеспечения питанием быстро растущего населения Земли, которую решает и современное человечество, он решал ее слишком прямолинейно, без учета многих факторов общест¬венной жизни. Речь идет, прежде всего, о развитии материаль¬ного производства, существенно расширяющего возможности решения проблем продовольствия путем более рационального использования природы. Не учитывались и возможности науки, способной помочь в решений указанной проблемы. На¬конец, нельзя не учитывать культурно-этическую сторону раз¬вития потребления, ограничения последнего до разумного уровня. Важное значение имеет формирование разумных по¬требностей людей, в чём проявляется их подлинная культура. Эти стороны проблемы потребления и возможности сознатель ного воздействия на него не учитывались Мальтусом и его еди¬номышленниками. Не учитываются они и современными мальтузианцами.
Разумеется, далеко не все мыслители разделяют взгляды мальтузианцев. Многие ученые говорят о далеко не использо¬ванных ресурсах планеты, в том числе находящихся на Земле и в Мировом океане. Обосновывается вывод о том, что при со¬временной технике можно использовать в хозяйственных целях 13,4 млрд. гектаров доступной для обработки земли. Пока что в этих целях используется только 1,5 млрд; гектаров земли (10,8%). Резервы очевидны.
В среднем на каждого жителя планеты приходится сегодня 1 гектар земли, однако эта величина снижается в связи с рос¬том народонаселения и с тем, что часть земли выпадает из сельскохозяйственного оборота, поскольку используется на нужды промышленности, строительства и т.д. Это вызывает тревогу. И все-таки, по данным экспертов ООН, человечество уже сегодня может ввести в оборот столько же пахотной земли, сколько ее имеется на данный момент. Огромные резервы имеются в освоении пустынь, гор, северной части планеты, Мирового океана. Сегодня продукты Мирового океана состав¬ляют не более двух процентов потребляемой человечеством пищи. В основном это рыба. Другие его продукты добываются и потребляются пока в ничтожном количестве.