SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Этапы формирования ТМОЛ


Совр. методика преподавания литературы опирается на ценнейший опыт педагогов-

словесников прошлого, стремится учитывать уроки этого опыта и развивать лучшие

традиции отечественной школы. История методической мысли неразрывно связана с

развитием русского общества и русской литературы, с именами известных деятелей

науки и культуры, литераторов и педагогов, которые были первыми авторами учебных

пособий и руководств, статей по проблемам теории и истории словесности, по

вопросам воспитания и обучения.Древнейшими словесными науками были риторика

(теория прозы, или наука о красноречии и ораторском искусстве) и пиитика, т.е.

поэтика (теория поэзии). Первая имела дело с историческим, реальным материалом,

вторая - с вымышленным. Такое четкое античное разграничение риторики и поэтики

сохранилось до XIX в. и последовательно проводилось в учебных пособиях по

словесности.Самое старое из сохранившихся руководств по поэтике, известных в

Древней Руси, - переведенная с греческого языка статья "О образех" Георгия

Хировоска в Изборнике Святослава за 1073 г., в которой излагается учение о

тропах и фигурах.В Изборнике за 1076 г. помещена статья "О чтении книг",

представляющая собой не только традиционный панегирик в честь книжной

грамотности и книг, "без которых нельзя сделаться праведником", но и своего рода

наставление к "неторопливому чтению".Такие образцы древнерусского красноречия,

как "Слово о законе и благодати" митрополита Илариона, произведения Кирилла

Туровского и Серапиона, свидетельствуют о высоком уровне образованности и

начитанности русских "книжных людей" и о влиянии на Руси в XI-XIII вв.

византийской и античной ораторской традиции. В произведениях Епифания

Премудрого, созданных на рубеже XIV-XV вв., упоминаются имена Платона и

Аристотеля, демонстрируется высочайшее мастерство "плетений риторских".Школы в

Древней Руси, открывавшиеся чаще всего при монастырях, ставили своей основной

целью чтение церковных книг и овладение славянской книжностью. Сведения о

характере обучения можно почерпнуть из рукописных "Азбуковников", получивших

широкое распространение в ХVI-ХVII вв. Это были справочники энциклопедического и

учебного характера, популярные книги для чтения, небольшие хрестоматии, в

которых содержались и отдельные сведения по поэтике и риторике. "Азбуковники"

являлись одновременно руководствами к чтению для детей, уже умеющих читать, и

пособиями для учителей.