SHPORA.net :: PDA | |
Main FAQ гуманитарные науки естественные науки математические науки технические науки Изучение эпических произведений.Эпич. произ-я составляют значительную часть школьной программы от 6 до 10 класса. Эпос представлен в школе разнообразными, жанрами: басня, рассказ, повесть, роман, эпопея. Но жанровые различия не должны снимать при изучении того общего, что "составляет существо эпического рода литературы — способности охватить жизнь в, ее объективной полноте. «Эпос изображает событие, предстающее как отдельное проявление многостороннего, целого бытия». Эта особенность эпических произведений сказывается на целях, путях и способах работы над ними в школе. В каком бы классе они ни анализировались и к какому бы жанру ни принадлежали, внимание учащихся неизбежно будет концентрироваться на тех компонентах художественного текста, которые существенны для эпического рода литературы. В школьных условиях ими обычно оказываются: 1) тема, проблематика, сюжет (рассматривая их, ученики осмысливают отраженные в произведении жизненные события); 2) образы героев, (знакомясь, с ними, учащиеся постигают разнообразие „человеческих характеров и типов); и 3) образ автора, индивидуальность авторского видения, которая сказывается в композиции произведения, его стиле, характере отбора материала и т. д. Все богатство художественных уч. должны получить сами от личного и непосредственного контакта с произведением, а задача учителя — помочь осознать эти впечатления, прояснить идейно-художественный смысл произведения и авторскую концепцию жизни (нравственно-эстетический идеал автора). Все это проще сделать при изучении басни, рассказа, где невелик объем текста и характеры действующих лиц раскрываются в каком-либо одном событии, столкновении, проявлении. Когда же речь идет о повести, романе, т. е. крупных эпических вещах, особое значение приобретает отбор материала и акцентирования в его интерпретации. Какие эпизоды рассмотреть подробно, какие опустить совсем, что в характерах героев выделить как главное, а что оставить без внимания и оценки, на каких сторонах авторского идеала сделать основной акцент—все эти вопросы -постоянно приходится решать, когда обдумывается система уроков по изучению большого эпического произведения. Важен психологический аспект — стремление вызвать Интерес учащихся, их потребность в активном размышлении-соучастии. Независимо от того, какой путь разбора будет принят словесником в качестве основного, работа над эпическим произведением потребует рассмотрения его образной системы. Вычленение образов из единой художественной ткани — процесс трудный, при этой операции легко нарушить целостность восприятия и впечатления, но совершать ее в той или иной мере приходится — из-за невозможности (особенно в старших классах) полностью перечитать произведение в классе, из-за ограниченности времени, из-за необходимости систематизировать знания и представления школьников и т. Опасность расчленения произведения искусства меньше ощущается в IV—V классах, где анализ небольших по объему произведений (рассказов, повестей) строится как процесс вдумчивого вчитывания в текст и последующего обобщения. В старших же классах, начиная уже с VIII, изучаемые произведения большие, а учебное время уменьшается, приходится вычленять в анализе и образы-персонажи, и композицию и стиль. Важно, чтобы каждый структурный элемент произведения «был понят не в его замкнутости, а в соотнесении с общим замыслом художника, со всей системой, образов, нужно постоянно устанавливать внутренние связи в тексте. Для целостного представления о произведения нужно1. стремиться попеременно фокусировать внимание школьников на отдельных элементах образной системы (персонаже, сюжете, композициями т. д.) в процессе постепенного «движения в тексте».2.необходимо избегать схематизма, отвлеченности, «анатомирования» текста. Анализ должен постоянно сопровождаться синтезом, и важно в каждый момент работы ограничиваться логически-понятийными выводами, а оживлять конкретно- образные представления учащихся.3. надо создавать условия для появления и сохранения эмоциональных реакций школьников в процессе разбора. Эпические произведения изучаются на протяжении всех лет обучения. Конечно, существуют различия в подходе к ним в IV—VII и VIII—Х классах, объясняемые возрастом и познавательными возможностями учащихся. Но нельзя даже с младшими подростками сводить работу над текстом к пересказу, составлению планов и разговору только о событийной стороне. Анализ в любом классе должен быть достаточно содержательным. В IV—VI классах при изучении рассказов и повестей главным обычно оказывается осмысление сюжета, а также поступков и переживаний героев в центральных сценах(эпизодах) произведения. Наблюдения же за композицией, жанровыми особенностями,языком, авторским отношением к изображаемому накапливаются пока в виде конкретных представлений, но не становятся предметом обобщения. В VII классе обобщающий момент значительно усиливается. В старших же классах, когда меняется характер курса (он строится на историко-литературной основе) и растут интеллектуальные возможности школьников, изучение эпических произведений затрагивает больше вопросов, требует более сложной деятельности учащихся. Различия в работе над эпическими произведениями зависят от жанра, возраста школьников, ступеней обучения, но общей особенностью является необходимость группировать текстовой художественный материал вокруг каких-то тем, проблем или компонентов образной системы. Неизбежным моментом работы с эпическим текстом оказывается в любом классе анализ конкретных эпизодов (сцен). |