SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Аббасидский халифат


1 Аббасидский халифат



Аббасиды

Пора политического и культурного расцвета исламской империи при участии арабизованных побежденных народов.

По своему политическому величию и по культурному расцвету, век первых Аббасидов наиболее блестящая пора в истории X., доставившая ему всемирную славу. При аббасидах введена была в судопроизводство система пыток. Благодаря грозной централизации, которую удалось ввести Мансуру, подданные получили возможность наслаждаться внутренним спокойствием, а государственные финансы были поставлены блестящим образом. Научное и философское движение в X. датируется от Мансура, который относился к науке с поощрением. Расцвет X. едва ли был бы возможен без визирской семьи персов-Бармекидов; пока эту семью не низверг (803) Харун ар-Рашид, некоторые из ее членов были первыми министрами или близкими советчиками халифа в Багдаде (Халид, Яхья, Джафар), прочие — находились на важных государственных должностях в провинциях, и, с одной стороны, поддерживали в течение 50 лет нужное равновесие между персами и арабами, дававшее X. его политическую крепость, а с другой стороны — восстановили старинную сасанидскую жизнь.

Нельзя сказать, чтобы унаследованная X. чужая культура поднялась при арабах качественно, но зато в мусульманский, аббасидский период, усилился спрос на предметы иранского производства, увеличилось количество потребителей; мирные отношения с соседями позволили развить заграничную меновую торговлю: с Китаем через Туркестан и — морем — через Индийский архипелаг, с волжскими болгарами и Русью через царство Хазарское, с испанским эмиратом, со всей Южной Европой, с восточными берегами Африки и т. д.. Главный порт X. был Басра. Характер мусульманско-иранской промышленности — не столько удовлетворение практических потребностей, сколько роскоши; главные предметы производства — шелковые ткани , оружие, вышивки на холсте и коже, ковры, шали; реже изделия чисто практические — материи бумажные, суконные и из верблюжьей шерсти.

Благосостояние земледельческого класса было поднято восстановлением оросительных каналов и плотин. Век первых Аббасидов известен также как период высшего напряжения религиозной мысли ислама, как период сильного сектантского движения: персы, которые теперь переходили в ислам массами, возбудили оживленную догматическую борьбу, среди которой еретические секты, получили свое развитие, а правоверное богословие-законоведение определилось в виде 4 школ, или толков: при Мансуре — более прогрессивного Абу-Ханифы в Багдаде и консервативного Малика в Медине, при Харуне — сравнительно прогрессивного Шафии, при Мамуне — ибн-Ханбаля.

К сектам политического характера, как, напр., хариджитам, маздакитам, крайним шиитам, которые поднимали иногда очень опасные восстания отношение халифов было репрессивным и беспощадным даже во времена высшего могущества Y.

Упадок Аббасидов (IX—XIII вв.)

Этот период выражался в постоянном разложении X. на самостоятельные политические элементы, сопровождаемый клерикальной реакцией и завершенный сперва разорительным хозяйничаньем тюрков, а окончательно — сокрушительным напором монголов.

При аббасидах национальное самосознание персов ожило. Истребление Харуном Бармекидов, привело к разладу между двумя народностями. При Мамуне сильный политический сепаратизм Персии выразился в основании династии Тахиридов в Хорасане (821—873), которое оказалось первым симптомом наступающего отпадения Ирана. Внутри государства, в своей столице Багдаде, халифы сделались зависимы от тюркской гвардии, которую сформировал Мутасим (833). Почувствовав свое ослабление, халифы (первый — Аль-Мутаваккиль, 847) решили, что им следует снискать себе новую поддержку — в правоверном духовенстве. Таким образом, со времен Мутаваккиля идет, наряду с падением власти халифов, усиление правоверия, преследование ересей, свободомыслия и иноверства (христиан, евреев и пр.), религиозное гонение на философию, на естественные и даже на точные науки. Однако, фактически убить умственное движение халифы, не были в силах.

Халиф из повелителя обширной империи превратился в князя небольшой багдадской области, враждующего и мирящегося со своими соседями, которые должны были остаться его вассалами. В Персии, после Тахиридов (821—873) образовались самостоятельные династии: Саффариды (867—903; см.), Саманиды (875—999; см.), Газневиды (962—1186; см.), — и Персия ускользнула из рук халифов. На Западе Египет вместе с Сирией отделился под властью Тулунидов (868—905); правда, после падения тулунидов Сирия и Египет в течение 30 лет снова находились под управлением аббасидских наместников; но в 935 г. Ихшид основал свою династию (935—969), и с тех пор ни одна область к западу от Евфрата не подчинялась светской власти багдадских халифов. Шиитская секта исмаилитов, реформированная (ок. 864) Абдаллахом ибн-Меймуном для тайной, борьбы с исламом, также сделалась могущественной политической силой, особенно её ветвь Карматы; когда в 890 г. карматами была построена в Ираке сильная крепость Дар-оль-хиджра, ставшая оплотом для новообразованного государства, с тех пор «все боялись исмаилитов, а они никого», и карматы распоряжались, как хотели, в Ираке, Аравии и пограничной Сирии. В 909 г. карматам удалось основать в сев. Африке династию так наз. Фатимидов (909—1169), которая в 969 г. отняла у Ихшидов Египет и южн. Сирию и провозгласила фатимидский халифат; власть фатимидского X. признала и сев. Сирия. Так как в Испании Омейяд Абдеррахман III тоже успел принять титул халифа (929), то теперь сразу оказалось три X.: Египетский (Каирский), Кордовский и Багдадский.

Из числа трех, халиф аббасидский, был игрушкой в руках своих тюркских военачальников и месопотамских эмиров: при Ал-Ради (934—941) учреждена была особая должность майордома. Между тем по соседству, в зап. Персии, выдвинулась шиитская вольнодумная династия Буидов, отложившаяся от саманидов в 930 г.. В 945 г. Буиды захватили Багдад и владели им более ста лет, с титулом султанов.

Тюркский султан Махмуда Газневи (997—1030) создал вместо низринутого им саманидского государства свой собственный огромный султанат. Однако, только у мелких Буидов он отнял Мидию и еще кое-какие владения, а столкновений с главными Буидами избегал. В 1036 г. турки — сельджуки приступили к своим завоеваниям и нанесли первый смертельный удар азиатско-мусульманской цивилизации, потрясенной уже турками-Газневидами.В 1055 г. вождь сельджуков Тогрул-бек въехал в Багдад, освободил халифа от власти еретиков-Буидов и вместо них сам сделался султаном.

Кордовский Халифат прекратился в 1031 году. Конец X. Фатимидскому положил Саладин (1169—1193). Ан-Насир (1180—1225) вступил в борьбу с харезмшахом Мухаммадом ибн-Такашем, который выдвинулся вместо сельджуков.

Потомки Аббасида оставались номинальными халифами при султанах каирских до тех пор, пока власть мамлюков не была свергнута османским завоевателем Селимом I (1517).