SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Сущность и социальное назначение права. Соотношение общечеловеческих и классовых начал в праве.




Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений, являясь одним из основных средств осуществления политики государства и выступает в качестве регулятора общественных отношений.

В юридической литературе право определяется как:

- совокупность правил поведения, устанавливаемых либо санкционируемых государством, выражающих волю господствующего класса, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства в целях защиты, консолидации и развития социальных отношений и порядка, приемлемого для данного класса;

- носитель меры должного или возможного поведения, или границы поведения субъектов по отношению друг к другу;

- система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженные главным образом в законодательстве и регулирующие общественные отношения;

- регулятивная система, имеющая большую социальную ценность, которая с помощью формально установленных или закрепленных норм (правил поведения), выраженных в нормативных актах, судебных прецедентах, других формах и обеспеченных возможностью государственного принуждения, воздействует на общественные отношения с целью их упорядочения, стабилизации либо социально необходимого развития;



- регулятор общественных отношений, представляющих собой систему юридических правил поведения, установленных либо санкционируемых государством в форме законодательных актов, которые выражают волю господствующих классов, обусловленную материальными условиями жизни этих классов, и реализация которых обеспечивается силой государственного принуждения;

- совокупность юридических норм, регламентирующих отношения в обществе;

- система установленных или санкционированных государством общеобязательных норм, обеспечивающая совместное гражданско-политическое существование людей на началах личной свободы при минимуме карательного насилия.

Праву как своеобразному социальному феномену присущи следующие признаки:

1. Право представляет собой социальное явление, носящее интеллектуально-волевой характер, означающее, что право выражает осознанные и желаемые людьми потребности в определенном упорядочении отношений, в согласовании их интересов и примирении конфликтов.

2. Право представляет собой социальное явление, в котором выражены воля и интересы всего народа, определенного класса, социальной группы, т.е. тех, кто держит в своих руках государственную власть.

3. Право представляет собой социальное явление, в котором воля народа (класса, клана, партии, социальной группы) получает государственное выражение. Это означает, что в праве она приобретает характер государственной воли, т.е. воли, выраженной в форме государственно-обязательного веления.

Государство выражает свою волю в виде закона, т.е. оформляет её определенным образом, издавая внешне обязательные нормативные предписания. Право получает в этом случае государственное освещение, оно получает новое определение – властная общеобязательность.

Создается иллюзия, что право исходит от государства. На самом деле государство в лице своих законодательных органов «возводит в закон» существующие вне зависимости от государства реальные социальные отношения. Поэтому следует различать понятия права и закона. Например, В.С. Нарсеянц в работе «Право и закон» писал: «Под правом понимается мера свободы, равенства, справедливости, форма отношений, складывающихся исторически при данном способе производства, являющаяся первичным прототипом и источником для последующих нормативных формулировок закона. По времени или смыслу право предшествует, обуславливает закон, имеет перед ним авторитет. Закон вторичен по отношению к праву. Он верно или неверно, справедливо или несправедливо сконструированный продукт творчества человека. Справедливость требует (и состоит в том), чтобы право стало законом, а закон был правом». Мы можем добавить, что справедливый закон и есть право (правовой закон). Только такой закон должен обладать общеобязательной силой. В противном случае мы вынуждены признать, что всякий произвол можно превратить в право с помощью силы и насилия.

4. Содержание выраженной в праве воли, в конечном счете, определяется характером материальных производственных отношений. Экономические отношения каждого данного общества проявляются, прежде всего, как интересы. Общие, наиболее насущные интересы господствующих индивидов (социальных групп) сводятся к потребности обеспечить сохранение, упрочение и развитие необходимых им экономических порядков. Однако при этом на формирование воли господствующих классов (социальных групп, народа) оказывают влияние не только экономические, но и другие интересы (политические, моральные). Поэтому право можно определить и как возведенную в ранг закона волю экономически господствующих субъектов, направленную на установление и сохранение необходимых им экономических порядков и политических условий.

5. Право представляет собой социальное явление, в котором «воля» класса (народа) получает нормативное выражение.



Далеко не всякие государственные веления относятся к праву. Право представляет лишь государственные веления, содержащие нормы – общеобязательные правила поведения, являющиеся абстрактным масштабом поведения людей и рассчитанные на повторяющиеся (или способные повторяться) общественные отношения.

Существуют два способа создания юридических норм. Первый способ состоит в установлении государством необходимых держащим власть в обществе общих правил поведения путем принятия нормативных актов. Эти правила формулируются государством. Второй способ – санкционирование (утверждение) государством необходимых и выгодных властвующим социальным группам (классам, народу) общих правил поведения, уже реально (de facto) существующих в качестве внеправовых. В результате государственного санкционирования внеправовые нормы становятся юридической нормой. Например, в результате санкционирования государством норма обычная становится юридической нормой. Однако в любом случае юридические нормы могут возникнуть только в результате государственной деятельности и всегда представляют собой государственные веления.

6. Право представляет собой определенную систему.

Система права – это его внутреннее строение, обусловленное, в конечном счете, экономическим базисом общества. Она предполагает, с одной стороны, известное единство и согласованность юридических норм, поскольку последние выражают общую волю стоящих у власти социальных групп (класса, народа), а с другой, – разделение этих норм на однородные группы, отрасли (уголовное право, гражданское право и др.), связанные с необходимостью правового регулирования различных областей общественных отношений.

7. Право охраняется от любого произвола и нарушений государством, иными словами, реализация права гарантируется силой государственной власти. Издавая общеобязательные правила поведения, государство не может оставить их без своей охраны. В противном случае они лишились бы важнейшей гарантии их осуществления, превратились бы в совет, рекомендацию. Здесь хорошо видна взаимосвязь права с государственной властью. Уже в ранних государствах при своем появлении право выступает как основа организации государственной власти, устанавливая и закрепляя структуру этой власти – органы государства, их полномочия, сферу деятельности и т.п. Оно же определяло порядок и процедуру занятия и выполнения общественных должностей и их передачу, обеспечивая при этом и династические способы их присвоения. Таким образом, право, с одной стороны, выступает как необходимый элемент структурной организации государства, с другой, – как форма осуществления государственной власти, средство государственного управления. Как правило, государственная власть функционирует, принимая законы, иные юридические акты и обеспечивая их выполнение. И это нормальные, правовые формы осуществления государственной власти. Там же, где государственная власть функционирует без этой правовой формы, царят произвол, личные устремления и бюрократия, возникают большие социальные беды. Поэтому облачение государственной власти в правовые формы – одна из основных тенденций создания и функционирования государственной власти. А для права – это еще один объективный фактор и стимул появления и развития. Правовое регулирование является важнейшим среди видов социального регулирования, без которого общество существовать не может. Его особенности связаны со спецификой права как особого социального явления. Это нормативное регулирование. Иными словами, право является властным нормативным регулятором общественных отношений и поведения людей.

Можно сделать вывод, что право и государство это всеобщие и объективно необходимые формы институционального и нормативного бытия, признания, выражения и осуществления свободы людей в их социальной жизни.

8. Право имеет свой предмет отражения. Это власть, государство, порядок и безопасность в обществе. Именно эти общественные институты наполняют идею справедливости и свободы реальным содержанием, обеспечивают свободное и справедливое существование человека, его нормальную жизнедеятельность.

Те общественные отношения, которые подвергаются правовому регулированию, называются предметом правового регулирования. Есть объективные и субъективные пределы правового (законодательного) регулирования. Иными словами, далеко не все общественные отношения могут регулироваться правом. Не регулируются правом (точнее сказать, не должны регулироваться) отношения, которые с экономической точки зрения не созрели для такого регулирования. Не регулируются правом отношения любви, товарищества, которые по своему характеру не терпят правового вмешательства. Не регулируются, наконец, правом те отношения, регулировать которые нецелесообразно, ибо с ними вполне «управляются» нормы морали, обычаи, иные социальные предписания.

9. Право выражает идеи справедливости и свободы.

Справедливость и свобода – идеалы, к которым больше всего стремилось человечество. Справедливым следует считать то, что служит благу человека, не ущемляет интересы других людей, не наносит вреда обществу. Свобода – неотъемлемое условие существования личности, раскрытия всех ее творческих способностей и возможностей. Основанием правового уравнивания различных людей является свобода индивида в общественных отношениях, что означает отрицание произвола и привилегии. Признание различных индивидов формально равными – это признание их равной правоспособности, возможности приобрести те или иные права на соответствующие блага, конкретные объекты, отсюда, правовое равенство – это равенство свободных и независимых друг от друга субъектов по общему для всех масштабу, единой норме, равной мере.

Следует признать, что свобода не только не противоположна равенству, она выразима лишь с помощью равенства и воплощена в этом равенстве.

С одной стороны, исходной и определяющей фигурой свободы в ее человеческом измерении является свободный индивид; с другой стороны, эту свободу индивидов можно выразить лишь через всеобщий принцип и нормы равенства этих индивидов в определенной сфере и форме их взаимоотношений.

Понимание права как равенства и свободы с необходимостью включает в себя и справедливость, ведь справедливо то, что выражает право, соответствует праву и следует праву. Справедливость входит в понятие права, право по определению справедливо, а справедливость – внутреннее свойство и качество права.

Следует подчеркнуть, что право является выразителем определённой меры свободы в обществе, и эта мера соответствует всегда уровню социально-экономического развития данного общества.

Право и закон не должны игнорировать личные и групповые интересы и притязания. Они должны найти в праве свое справедливое признание, удовлетворение и защиту. А это возможно только потому, что справедливость не сливается с самими этими притязаниями и не является нормативным выражением и генерализацией какого-либо одного из таких частных интересов. Напротив, справедливость возвышается над всем этим партикуляризмом, «взвешивает» (посредством общего масштаба права) и оценивает формально как равные, а потому и одинаково справедливые для всех.

Сказанное позволяет определить сущность и социальное назначение права как систему общеобязательных правил поведения, установленных государством, и которые призваны регулировать общественные отношения на принципах справедливости, свободы и формального равенства.