SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Билет №5


1.Социальный институт – это устойчивая совокупность людей, групп, учреждений,

деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и

строится на основе определенных идеальных норм, правил, стандартов поведения.

К основным институтам общества относятся государство, семья, школа.

Политические институты (государство, партии, армия); экономические институты

(разделение труда, собственность, налоги и т. п.): институты родства, брака и

семьи; институты, действующие в духовной сфере (образование, культура, массовые

коммуникации и т. п.) и др.

2. Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Человеческий

разум, поднимаясь по спирали познания, на каждом новом витке вновь и вновь

пытается ответить на вопрос: как возможно познание, познаваем ли мир в принципе?

Это не простой вопрос. В самом деле, Вселенная бесконечна, а человек конечен, и

в границах его конечного опыта невозможно познание того, что бесконечно. Этот

вопрос преследовал философскую мысль в самых разных формах. Вспомните слова

Фауста: Природа для меня загадка, Я на познании ставлю крест. 

В попытке ответить на него можно обозначить три основные линии: оптимизм,

скептицизм и агностицизм. Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость

мира. Пример оптимистического взгляда на познание — позиция Гегеля, выраженная в

словах: «У скрытой и замкнутой вначале сущности вселенной нет силы, которая

могла бы противостоять дерзанию познания; она должна раскрыться перед ним,

показать ему свои богатства и свои глубины и дать ему наслаждаться ими».

Скептики же не отрицают принципиальной познаваемости мира, но выражают сомнение

в достоверности знания, тогда как агностики отрицают познаваемость мира.

Выделение этих трех линий представляется серьезным упрощением. Все гораздо

сложнее. Ведь если агностики отрицают познаваемость мира, то это не голое, ни на

чем не основанное отрицание.

Чувственное, эмпирическое и теоретическое познание

Чувственное знание — это знание в виде ощущений и восприятий свойств вещей,

непосредственно данных органам чувств. Я вижу, например, летящий самолет и знаю,

что это такое. Эмпирическое знание может быть отражением данного не

непосредственно, а опосредованно. Например, я вижу показание прибора или кривую

электрокардиограммы, информирующие меня о состоянии соответствующего объекта,

которого я не вижу. Иначе говоря, эмпирический уровень познания появляется при

использовании всевозможных приборов; он предполагает наблюдение, описание

наблюдаемого, ведение протоколов, использование документов, например, историк

работает с архивами и иными источниками. Словом, это более высокий уровень

познания, чем просто чувственное познание. Исходным чувственным образом в

познавательной деятельности является ощущение — простейший чувственный образ,

отражение, копия или своего рода снимок отдельных свойств предметов. Ощущения

обладают широким спектром модальности: бывают зрительные, слуховые,

вибрационные, кожно-осязательные, температурные, болевые, мышечно-суставные,

ощущения равновесия и ускорения, обонятельные, вкусовые, общеорганические

ощущения. Каждая форма ощущений отражает через единичное общие свойства данной

формы и вида движения материи, например электромагнитные, звуковые колебания,

химическое воздействие и т.д. Любой предмет обладает множеством самых

разнообразных сторон и свойств. Возьмем, например, кусок сахара: он твердый,

белый, сладкий, имеет определенную форму, объем и вес. Все эти свойства

объединены в одном предмете. И мы воспринимаем и осмысливаем их не порознь, а

как единое целое — кусок сахара. Следовательно, объективной основой восприятия

образа как целостного является единство и вместе с тем множественность различных

сторон и свойств предмета. Целостный образ, отражающий непосредственно

воздействующие на органы чувств предметы, их свойства и отношения, называется

восприятием. Восприятие человека включает в себя осознание, осмысливание

предметов, их свойств и отношений, основанное на вовлечении каждый раз вновь

получаемого впечатления в систему уже имеющихся знаний. Ощущения и восприятия

осуществляются и развиваются в процессе практического взаимодействия человека и

внешнего мира, в результате активной работы органов чувств. Хотя ощущения и

восприятия являются источником всех знаний человека, однако познание не

ограничивается ими. Тот или иной предмет воздействует на органы чувств человека

какое-то определенное время. Затем это воздействие прекращается. Но образ

предмета не исчезает сразу же бесследно. Он запечатлевается и сохраняется в

памяти. Следовательно, мыслить что-то можно и по исчезновении: ведь о нем

остается определенное представление. Душа обретает возможность оперировать

образами вещей, не имея их в поле чувственного восприятия. «Размышляющей душе

представления как бы заменяют ощущения». И с закрытыми глазами что-то

представляется. Мудрая латинская пословица гласит: знаем столько, сколько

удерживаем в памяти.

Память играет очень важную познавательную роль. Она объединяет прошедшее и

настоящее в одно органическое целое, где имеется их взаимное проникновение. Если

бы образы, возникнув в мозгу в момент воздействия на него предмета, исчезали

сразу после прекращения этого воздействия, то человек каждый раз воспринимал бы

предметы как совершенно незнакомые. Он не узнавал бы их, а стало быть, и не

осознавал. Чтобы осознать что-то, необходима аналогия, умственная работа

сравнения настоящего состояния с предшествующим. В результате восприятия внешних

воздействий и сохранения их во времени памятью возникают представления.

Представления — это образы тех предметов, которые когда-то воздействовали на

органы чувств человека и потом восстанавливаются по сохранившимся в мозгу

связям.

Ощущения и восприятия являются началом сознательного отражения. Память

закрепляет и сохраняет полученную информацию. В представлении сознание впервые

отрывается от своего непосредственного источника и начинает существовать как

относительно самостоятельное субъективное явление. Человек может творчески

комбинировать и относительно свободно создавать новые образы. Представление —

это промежуточное звено между восприятием и теоретическим мышлением.

Познание невозможно без воображения: оно есть свойство человеческого духа

величайшей ценности. Воображение восполняет недостаток наглядности в потоке

отвлеченной мысли. Сила воображения не только снова вызывает имеющиеся в опыте

(в подсознании) образы, но и связывает их друг с другом и таким путем поднимает

их до общих представлений. Воспроизведение образов осуществляется силой

воображения произвольно и без помощи непосредственного созерцания.

Важными методами исследования в науке, особенно в естествознании, являются

наблюдение и эксперимент. Наблюдение представляет собой преднамеренную,

планомерную акцию, осуществляемую с целью выявить существенные свойства и

отношения объекта познания. Наблюдение требует специальной подготовки. Важнейшее

место в этой подготовке занимают уяснение задач наблюдения, требований, которым

должно удовлетворять наблюдение, предварительная разработка его плана и

способов. Наблюдение фиксирует то, что предлагает сама природа. Но человек не

может ограничиться ролью наблюдателя. Проводя эксперименты, он является и

деятельным испытателем. Эксперимент — это метод исследования, с помощью которого

объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенные условия,

отвечающие целям исследования. Особую форму познания составляет мысленный

эксперимент, который совершается над воображаемой моделью. Для него характерно

тесное взаимодействие воображения и мышления.

Основным методом эксперимента является метод изменения условий, в которых обычно

находится исследуемый предмет. Он дает возможность вскрыть причинную зависимость

между условиями и свойствами исследуемого объекта, а также характер изменения

этих свойств в связи с изменением условий. Одновременно данный метод позволяет

обнаружить те новые свойства предметов, которые не проявляются в естественных

условиях.

Для эксперимента характерны контролируемость условий, возможность измерения

параметров процессов и использование инструментов и приборов. Человек может

впасть во всевозможные заблуждения. Приборы лишены этого недостатка. Благодаря

микроскопу, телескопу, рентгеновскому аппарату, радио, телевидению, телефону,

сейсмографу и т.п. человек значительно расширил и углубил свои возможности

восприятия. Успехи науки, особенно естествознания, теснейшим образом связаны с

совершенствованием методов и средств экспериментирования, которые позволяют со

все возрастающей гибкостью и тонкостью проводить эксперименты. За последние годы

ученые получили возможность использовать, например, компьютеры, которые

непосредственно включены в сам процесс научного творчества.

В ходе и в результате наблюдения и эксперимента осуществляются описание или

протоколирование. Они производятся и в виде отчета с использованием общепринятых

терминов, и наглядным образом в виде графиков, рисунков, фото- и кинопленок, и

символически в виде математических, химических формул и т.п. Основные научные

требования к описанию — это достоверность и точность воспроизведения данных

наблюдений и эксперимента. Описание может быть полным и неполным, но всегда

предполагает определенную систематизацию материала, т.е. его группировку и

некоторое обобщение: чистое описание остается лишь в преддверии научного

творчества.

Установление факта (или фактов) является необходимым условием научного

исследования. Факт — это явление материального или духовного мира, ставшее

удостоверенным достоянием нашего знания, это фиксация какого-либо явления,

свойства и отношения. По словам Эйнштейна, наука должна начинаться с фактов и

оканчиваться ими вне зависимости от того, какие теоретические структуры строятся

между началом и концом.

Факты включаются в ткань науки лишь тогда, когда они подвергаются отбору,

классификации, обобщению и объяснению. Задача научного познания заключается в

том, чтобы вскрыть причину возникновения данного факта, выяснить существенные

его свойства и установить закономерную связь между фактами. Для прогресса

научного познания особо важное значение имеет открытие новых фактов.

Факт содержит немало случайного. Науку интересует, прежде всего, общее,

закономерное. Основой для научного анализа является не просто единичный факт, а

множество фактов, отражающих основную тенденцию. Фактам нет числа. Из обилия

фактов должен быть сделан объективный отбор некоторых из них, необходимых для

понимания сути проблемы.

Факты приобретают научную ценность, если есть теория, их истолковывающая, если

есть метод их классификации, если они осмыслены в связи с другими фактами.

Только во взаимной связи и цельности они могут служить основанием для

теоретического обобщения. Взятые же изолированно и случайно, вырванные из жизни,

факты ничего не могут обосновать. Из тенденциозно подобранных фактов можно

построить любую теорию, однако она не будет иметь никакой научной ценности.

3.Самостоятельно (12357)