SHPORA.net :: PDA | |
Main FAQ гуманитарные науки естественные науки математические науки технические науки Билет № 10 1. Закон спроса. Закон предложения:
Механизм товарного рынка регулируется законами спроса и предложения. Спрос – то количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен. Предложение – то количество товаров, которое продавец готов предложить покупателю в конкретном месте в конкретное время. По этим законам производств и обмен товаров происходит на основе их стоимости, которая определяется вложенными в производство товаро-затратами. Денежное выражение стоимости – цена. Цена, устанавливаемая производителем, может быть выше, ниже или равна стоимости. На цену оказывает влияние спрос. На рынке формируются две цены: цена спроса (максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар), цена предложения (минимальная цена, по которой производитель готов предложить товар). На основе этого формируется рыночная цена – цена, при которой объем спроса в точности равен объему предложения и не может опускаться ниже цены предложения, т.к. продавец разориться, а подниматься выше цены спроса тоже не может, т.к. покупатель не сможет купить товар. 2. Мораль — это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, исполнение которых является следствием внутреннего убеждения человека либо воздействия на него силы общественного мнения. Одним из факторов формирования морали является общественность человека, его способность к сопереживанию другим. Следование морали возможно и из эгоистических побуждений — в этом случае человек ожидает, что к нему будут относиться в рамках той же морали. Мораль проявляется на общественном и личном уровне. Индивид усваивает моральные нормы в процессе социализации, ориентации на добродетельное — на гуманное, доброе, честное, благородное, справедливое. Человек приобретает сведения о том, что такое порядочность, честь, совесть. При этом мораль изменяется в процессе нормотворчества людей, самостоятельно, со всей ответственностью за моральность своего выбора принимающих решения о выборе целей и средств. Основные социальные функции морали: · регуляторная, · ценностно-ориентационная, · социализирующая, · личностного самоопределения Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль. Основу предмета этика составляет учение о природе морали как особого социального явления и формы общественного сознания, о роли морали в жизни общества, о законах развития нравственных представлений, отражающих материальные условия жизни людей, о классовом характере морали. Категории морали: Самооценка - это самостоятельное, " на свой страх и риск" определение ценности своего поведения, своих мотивов и поступков. Она тесно связана с чувством совести и долга, и выступает как важный инструмент самоконтроля. Долг - ода из основных категорий этики; превращение требования нравственности, в равной мере относящегося ко всем людям, в личную задачу данного конкретного лица, сформулированную применительно к его положению и ситуации, в которой он находится в данный момент. Долг это отношение личности к обществу. Категория долга тесно связана с другими понятиями, характеризующими моральную деятельность личности, такими как ответственность, самосознание, совесть, мотив. Совесть - выражающая нерасторжимую связь морали и человеческой личности, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнение и производить самооценку совершаемых поступков, одно из выражений нравственного самосознания личности. Добро - одно из наиболее общих императивно-оценочных понятий морали и категории этики; выражает положительное нравственное значение явлений общественной жизни в их соотношении с идеалом. Зло - одно из основных понятий морального сознания и этическая категория; обозначает негативные стороны действительности деятельности людей и отношений между ними. Зло препятствует удовлетворению интересов человека и человечества. Проблема морального выбора личности. "Направо пойдешь - голову потеряешь, налево - счастливым будешь" - читает витязь на камне у пересечения трех дорог и принимает решение. Это одна из древнейших моделей морального выбора. Любого человека на дороге жизни ждет множество перекрестков, требующих нравственного самоопределения. Необходимость выбора, бремя и счастье выбора - неотъемлемое свойство нравственной деятельности. Моральный выбор - определенный вид целесообразной деятельности человека. Выбор любого действия - операции возможен в том случае, если существуют несколько вариантов последнего. Субъектом морального выбора может быть: - индивид, выбирающий определенный поступок, коллектив людей, формирующий нормы взаимоотношений своих членов; - класс, стремящийся изменить или сохранить социально-политическую систему; - общество в целом, решающее вопрос о перспективах своего развития. При этом индивидуальный моральный выбор воплощает в себе существенные черты выбора группы, класса и всего общества. Диапазон объективных возможностей поступка и субъективной способности личности выбирать - необходимое условие свободы морального выбора. Если нет возможности сравнить и предпочесть варианты поведения, сознательно определить позицию и воплотить ее в действие, субъект лишен такой свободы. Социальная обусловленность морального выбора выражается, прежде всего, в характере объективных возможностей поступать так или иначе, ибо человек может выбирать " всегда только между определенными вещами, входящими в круг его жизни". Историческое развитие общества определяет расширение диапазона морального выбора. Социальная детерминированность нравственной деятельности выражается в обусловленности направленности, возможностей и средств выбора. Свобода морального выбора личности характеризуется "познанием необходимости" прежде всего в ее моральном содержании: это способность принимать решение в соответствии с нравственной необходимостью, с существующими в обществе систем моральных норм и ценностей, отражающимися в сознании человека в виде цели, которую он должен реализовать в поступке. Моральный фатализм - воззрение на историю и жизнь человека как на нечто заранее предопределенное богом, судьбой или объективным законом развития и вытекающее отсюда представление о невозможности изменить их никакими человеческими усилиями. Фатализм абсолютизирует факт объективной обусловленности человеческого поведения в действительности, исторические за коны, определяя общий ход развития общества, тем не менее, оставляют место для морального выбора, поэтому не устраняют личной ответственности человека за свои поступки и необходимости их нравственной оценки. 3. Утверждения античных философов о природе человека не противоречат друг другу, поскольку Аристотель исходит из предопределенности неравенства человека с рождения. В отношении рабства Аристотель стоит на позиции его оправдания. Рабство, по Аристотелю, - естественное явление (существует по природе вещей): есть люди, прирожденные к рабству из-за недостаточности интеллекта, следовательно, рабство полезно как господину, так и рабу. Антифон также исходит из позиции предопределенности равенства людей в силу природы, однако он не затрагивает проблему собственности, как Аристотель. Если бы оба философа дожили бы до сегодняшних дней, они также неоднозначно отнеслись , как и ученые-философы современности. И сегодня существуют различные теории происхождения прав человека, но общепринятой остается теория естественного происхождения. Естественное право заложено самой природой, ранее утверждалась естественность прав человека божественным провидением. В любом случае естественное право людьми не создается, оно дается, человек лишь познают его как данность, справедливость свыше. Источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой человеческой природе; эти права приобретаются от рождения либо от бога |