SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Массовой аудитория как приемник информации.


Рассмотренные более детально характеристики массовой аудитории как приемника

информации выглядят следующим образом.

1. Сообщения СМК достигают миллионов людей одновременно или в пределах очень

небольших временных отрезков.

2. Сообщения СМК адресуются Аудитории как массе, совокупности людей, опираясь на

объединяющий, а не на разъединяющий их фактор.

О. Тоффлер в беседе с социологом Ф. Бурлацким описал этот процесс очень

красочно: «Я видел в Магнитогорске, Москве, Манчестере, Миннесоте, Миннеаполисе

параллелизм — люди встают в одно и то же время, работают определенное количество

часов в одно и то же время, смотрят телевизор в одно и то же время, ложатся

спать в одно и то же время с разницей, быть может, в час или около того. И эта

синхронная система ритмично пульсирует. В каждом индустриальном обществе

существует сильнейшее социальное, политическое и культурное давление

единообразия, и массовый ритм принуждает, чтобы мы одевались так же, как наши

соседи, чтобы мы верили в то же, во что верят соседи, смотрели те же

телепрограммы, голосовали за то же, за что и наши соседи. Такова была динамика

индустриализации. Теперь начинается новый процесс — "демассофикация"» '.

3. По содержанию массовая информация предназначена, как правило, не для

профессионалов (в беседе для прессы журналист обязательно скажет: «А теперь

объясните этот термин Аудитории»). Об этом же говорит американский исследователь

СМК Б. Багдикян: «Профессионально подобранные новости сохранят, по всей

видимости, свое значение по той же причине, по которой они распространены

сегодня. Это полезный способ знакомства занятых людей с наиболее срочной

информацией о внешнем мире» -.

4. Включенность Аудитории в этот процесс общения с СМК не является обязательной

(эта свобода от обязательств в значительной мере объясняет — а может быть, и

порождает — всеобщий критический настрой к деятельности СМК), но и СМК

«свободно»

по отношению к отдельному индивиду: личные обстоятельства не влияют, например,

на объем развлекательных программ.

Подчеркнем обстоятельство, без которого мы не поймем эволюции СМК. Отмеченные

нами характеристики существуют как тенденции; реальное же функционирование СМК в

некотором смысле связано с их преодолением. Действительно, на протяжении истории

СМК воспроизводились наиболее важные ценности межличностной коммуникации:

активная индивидуализация потребления; мотивированное «интересом» осуществление

выбора определенных информационных каналов и предлагаемых ими сообщений;

информационная стратегия каналов, ориентированная на адаптацию своих программ

разными группами Аудитории (рейтинги показывают, что только наиболее массовые

передачи охватывают всю Аудиторию, далее неизменно срабатывает ее индивидуальный

выбор); отсутствие обратной связи — отклика Аудитории на сообщения СМК — как

«родовая» характеристика; однако реально СМК всегда стремятся к ней, налаживают

ее (газеты — посредством публикации читательской почты, радио и телевидение —

организуя телефонную связь в прямом эфире, сюда же следует отнести самые

высокорейтинговые развлекательные передачи, ток-шоу с участием Аудитории).