SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Своеобразие реализма В. Г. Короленко. Идейно-художественный анализ повести «Слепой музыкант».

Символика произведений Гаршина
Тяга к философским обобщениям, к сведению всех частных проблем к одной самой общей – проблеме зла определила склонность писателя к художественной аллегории и символике. В рассказе-сказке Attаlеa princeрs символы – оранжерея – царская власть, пальма – революционер, Бразилия – родина=свобода. В красном цветке символика субъективная – она возникает в воспаленном сознании. Красный цвет, маки – символ зла. Короленко писал: « с грустной улыбкой автор говорит нам: это был только красный цветок, простой цветок красного мака. Значит – иллюзия. Но около этой иллюзии развернулась в страшно сгущенном виде вся душевная драма самоотвержения и героизма, в которой так ярко проявляется высшая красота человеческого духа». Антитеза гордыни и жертвенности – главная тема и конструктивный принцип последних рассказов Гаршина. Философская диалектика рассказов Гаршина не всегда была доступна позитивистской критике и социологическому литературоведению: его упрекали в фатализме и пессимизме – между тем все творчество проникнуто верой в талант человеческий.
«Красный цветок» и «Художники». Хрестоматийным стал его аллегорический рассказы "Красный цветок". душевно больной человек, находящийся в психиатрическойлечебнице, борется с мировым злом в образе ослепительно красных цветов мака набольничной клумбе. Характернодля Гаршина (и в этом отнюдь не только автобиографический момент) изображениегероя на грани безумия. Дело не столько в болезни, сколько в том, что человек уписателя не в силах справиться с неизбывностью зла в мире. Современникиоценили героизм гаршинских персонажей: те пытаются противостоять злу, несмотряна собственную слабость. Именно безумие оказывается началом бунта, так какрационально осмыслить зло, по Гаршину, невозможно: сам человек вовлечён в него- и не только социальными силами, но и, что не менее, а может быть, и болееважно, силами внутренними. Он сам отчасти носитель зла - подчас вопрекисобственным представлениям о себе. Иррациональное в душе человека делает егонепредсказуемым, выплеск этой не поддающейся контролю стихии - не только бунтпротив зла, но и само зло. Гаршинлюбил живопись, писал статьи о ней, поддерживая передвижников. Тяготелон к живописи и в прозе - не только делая своими героями именно художников("Художники", "Надежда Николаевна"), но и сам мастерскивладея словесной пластикой. Чистому искусству, которое Гаршин почти отождествлялс ремесленничеством, он противопоставлял более близкое ему реалистическоеискусство, болеющее за народ. Искусство, способное задевать душу, тревожить её.Отискусства он, романтик в душе, требует шокового эффекта, чтобы поразить"чистую, прилизанную, ненавистную толпу" (слова Рябинина из рассказа"Художники