SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Рассказы В. Г. Короленко «Сон Макара», «Чудная». Проблема художественного метода.

Ранние рассказы Короленко(Чудная,Сон Макара,Соколинец).Чудная(1880,опубл.1905) Морозова-наиболее близкий писателю тип героя.В основу образа положены черты ссыльного врача Э.Л.Улановской.Рассказ написан в вышневолоцкой тюрьме перед ссылкой в Сибирь.Выводит образ «светлой личности»-человека неподдельной правдивости.Образ революционерки Морозовой,чахоточной,с узелком книг,сопровождаемой жандармами в Сибирь,написан любовно.Она с презрением отказывается от мелких услуг конвойного в дороге,не считает жандармов за людей,высмеивает упоминание ими на каждом шагу слова «закон». «Чудной» она и оказывается в восприятии конвоиров.Один из жандармов,сопровождающих паритю ссыльных,был пражен ее благородством,городостью,сознавал ее моральное превосходство над собой и своим напарником.Можно сказать, «чудная» Морозова оказало благотворное влияние на этого человека,начинавшего задумываться над окружаюим.Вскоре «чудаком» оказался и сам Гаврилов:на него донесли.Неподдельность тона этого расскза достигается тем,что рассказ ведет сам жандарм.Сила Морозовой не только в ее личной стойкости,а во всечеловечности исповедуемых ею идей.Обе волновавшие Короленко темы-вольномыслие и народ-объединялись в его творчестве,он все чаще исследовал рождение стойкости,противоборства в самом народе.Тюрьмы и ссылки свели его с простыми людьми.Герои рассказа «Соколинец»(1885) имеют реальных прототипов.Изображается группа беглецов с «окаянного»острова Соколиный(явный намек на Сахалин),которая имеет ближайшую цель-выбраться на волю.Сообща они преодолевают чудовищные трудности.Мысль-никогда бродяга не осядет на месте,не продаст своей воли.Внутренняя целостность рассказа.Чехов писал Короленко,что С-самое выдающееся пр-ие последнего времени,написан,как хорошая музыкальная композиция.След.шаг Короленко-познание народа в будничных условиях,в к-ых и формы протеса должны быть иным.Они могут быть не менее драматичными,но должны немпременно вырастать из сложных повседневных отношений.Важно было снять с народных героев ореол исключительности.Вся жизнь народе-укор неправде,и он верит в справделивость и оживает в борьбе за нее.На эту темы написаны «Сон Макара»(1885) и «Река играет»(1892).Сон Макара.Примитивная жизнь М вся тратилась на поиски пропитания.Зависит от подаяний природы.Он смирен и полон сознания невозможности каких-либо перемен в жизни.Только во сне он позволяет себе заспорить с большим Тойоном о справедливости.Готов покаяться в том,что много пил,обманывал.Но когда увидел,что чаша весов,на к-ой лежит сделанное им добро,тянет мало и ему не миновать ада,его терпение истощилось.Стал отстаивать свои права.Вдруг ощутил в себе дар слова,старый Тойон,сначала рассердившийся на такую дерзость,потом стал слушать с большим вниманием.М рассказал,как гоняли его старосты,заседатели,исправники,попы,томили нужда и голод,морозы.Заметил,что чаша добра потянула вниз,в пользу.Жаль,что торжество справедливости увидел лишь во сне..
Основные этапы жизни и творчества Короленко.1853-1921.Сын судьи,мать родом из польской дворянской семьи.По окончании гимназии в Ровно(1871) поступил в Питерский технологич.иниститут,затем перевелся в Петровскую земледельческую и лесную академию в Мск,откуда был исключен за участие в демонстрации против ограничения студенческих свобод(1876).1879-1884-в ссылке.Печататься начал в 1879,80е годы.Разочаровался в иделогии народничества,которые увлекался в молодости,и описал это в рассказе «Чудная»(1880,изд.за границей-1893,в России-1905).Верил в пробуждение народных масс-«Сон Макара»(1885).Воспевал стихийное стремление человека к счастью и полноте жизни: «Слепой музыкант».Носителями идеи свободы и протеста стали идеализированные персонажи бродяг в «Соколинце»(1885).Видел в крестьянстве единственную историческую силу.Анализировал его психику,напимер,в очерке «Река играет»(1892),отношение к государственным учреждениям и его роль в освободительном движении.Подведение итогов творчества-четырехтомный роман «История моего современника»(1906-1922),в к-ом на автобиографическом материале описал историю русской интеллигенции второй половины XIXв.Сформулировал новое понимание искусства,представляющее собой соединение реализма и романтизма.Часто выступал в зашиту оскорбленных,обладая большим авторитетом в обществе.Во времена гражданской войны сначала занял независимую позицию,а впоследствии решительно выступал против большевиков,критиковал политику репрессий.