SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Проблематика и поэтика романа Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные».

«Переходный» характер романа Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные». Смысл заглавия, жанр. Нравственно-эстетическая проблематика романа. Изображение иррациональной природы человека.
Роман «Униженные и оскорбленные» (1861) был высоко оценен современниками. Он автобио-графичен. Роман является переходным. Он связан и с ранним, и с поздним творчеством Досто-евского (психологические элементы).
Нравственные проблемы важнее социальных вопросов. Содержание романа не укладывается в рамки романа-фельетона. Это социально-психологический роман.
Появляется новый герой – «сильная личность» (князь Валковский). Это человек вне рамок добра и зла. Герой говорит о существовании зла в каждом человеке, в котором постоянно происходит борьба добра и зла. Валковский несет идею неограниченного своеволия и эгоизма. Это первый в творчестве Достоевского герой-злодей. Валковский живет ради получения удовольствия. Иван Петрович не может ничего ему противопоставить. Но несмотря на все это, князь Валковский – герой схематичный, прямолинейный.
В романе впервые прозвучала идея иррациональности в жизни человека (Наташа).
Ядро романа – нелогичная любовь Наташи с Алешей. Здесь также присутствует проблема страдания. Перестрадав, Наташа понимает смысл своей жизни. Наташа причиняет боль родителям и Ивану Петровичу. Она любит Алешу любовью матери. Живя с ним, она мучается. Наташа выключена из жизни из-за страсти, хотя в ней есть и чувство долга, вины. Наташа сама понимает, что Алеша ей не пара, и оставляет его. По возвращении домой она понимает, что ее любовь была заблуждением, сном.
Впервые Достоевский показывает, что любовь может быть немотивированной. Любовь, постро-енная на несчастье других, не принесет ничего хорошего. Любовь эгоистичная приносит вред.
Страдание – условие эволюции, возрождения Наташи. Страсть – чувство, искаженное эгоизмом. Стремление к нравственному идеалу спасает Наташу.
«Униженные и оскорбленные» - мелодраматический авантюрный роман, в который Достоев-ский вложил новое психологическое и идейное содержание (Белов).
В 1861 в ж «Время» был напечатан роман «Униженные и оскорбленные». Новое-в раскрытии сложной генеалогии центрального образа-князя Валковского,который,восходя к Быкову из «Бедных людей»,представлял собой уже новый образ хищника,интригана и тирана.Он учит циничному расчету своего сына от первого брака.Под его влиянием Алеша прерывает роман с дочерью управляющего имением Наташей Ихмененвой и женится на богатой наследнице.Валковский обвиняет своего управляющего в растратах и впутывает в судебные тяжбы.Дочь Нелли,прижитая от англичанки и брошенная Валковским на произвол судьбы,умирает.Трагедия Наташи усугублялась не только изменой Алеши,но и тем,что ее искренне любил Иван Петрович,скромный молодой человек,испытавший уже немало в жизни.С ним Наташа была бы счастлива.Добролюбов в статье «Забитые люди» отмечал,что образ князи Валковского,задуманный как значительный и зловещий,все же не вполне удался автору именно потому,что недостаточно прояснена тайна обогащения князя,в нем остаются некоторые черты мелодраматического злодея.Позже тип подобных людей получил у Д. более глубокую реалистическую разработку (Лужин,Тоцкий).Его оценили не очень высоко даже друзья Д., роман не понравился за его фельетонность, кукольность. Добролюбов в ст. «Забитые люди»: роман ниже всякой эстетической критики. Читателю роман понравился, 5 изданий. Причина в том, что это переходное произведение от 40-60гг. Признаки переходного романа: с 1 стор Д возвращается к мотивам «Бедных людей», «Белых ночей», на первый план выходят судьбы маленьких людей, место дей-я претерпевает изменения, это своеобразный эскиз к «Преступлению…»; Петербург позднего Д. ; соед.неск.сюж.линий: идущая от 40-х годов сентем.линия( связана с символом Ихменевых, особенно с Наташей. Она – воплощение христ.жертвенной любви в отношениях с Алешей Волковским – взрослый ребенок. В истории Наташи и Алеши – вера Д. в евангелиевские заповеди. Антипод Наташи и Алеши – отец Алеши Петр Волковский, откровенный хищный тип, эгоист: «Все д/меня, жизнь – коммерч.сделка»(Лужин, Свидригайлов)). Еще 1 линия – трагическая, связанная с образом девочки Нелли Смит( дочери Петра Волковского). Она одна в городе, ей не к кому обратиться за помощью, но она ей и не нужна. Это трагический х-р, героиня, которая больна и физически, и духовно. Наташа и Нелли – два варианта поведения: 1-европейский(Нелли), 2-русский(Наташа). Этим сопоставлением Д. начинает размышлять над вопросом о сопоставлении России и Европы. Ст. Н.А. Добролюбова « Забитые люди». У Д. есть несколько любимых типов: - тип рано развившегося болезненного, самолюбивого ребенка( «Неточка…», Нелли), - тип циника, бездушного чел.(Быков- «Бедных людях», кн. Волковский), - идеал какой-то девушки, кот.ему никак не удается предаставить( Варенька «Бедные люди», Настенька «Село Степанчиково и его обитатели», Наташа). Общая черта – боль о человеке, который признает себя не в силах или не в праве быть человеком, настоящим, полным, самостоятельным, самим по себе. Идеал Д. – «каждый чел. д.б. человеком и относиться к другим как человек к человеку