SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Культурное возрождение в составе Австрии


В это время украинский этнос на западно-украинских землях представляло большей частью крестьянство. Оно сохраняло родной язык и этнический характер традиционно-бытовой культуры, проявляло себя и активной общественной силой. Отношение народа к власти находило проявление и в его устном поэтическом творчестве. Очевидно, что социальная активность и антифеодальная направленность народа влияла на формирование общественной мысли на западно-украинских землях. Понятно, что украинское панство и церковная греко-католическая иерархия этому расположению духа сочувствия не вызвали. На интерес жизнью народа, его образованием, традиционно-бытовой культурой имели влияние идеи просвещения, наполеоновской войны, революционное польское движение, пропагандированные романтизмом постулаты народности, интенсивное развертывание народоведческой робот в славянских странах. Пример культурного самоутверждения славянских народов послужил, в частности, толчком к научному исследованию украинского языка, написанию его грамматики, складыванию словарей. В начале 30-х годов возникает кружок “Русская троица”, который был создан М. Шашкевичем, И. Вагилевичем и Я. Головацким. Члены кружка находились под влиянием идей романтизма, произведений историков, этнографов и литераторов Приднепровской Украины, поэтому стремились поднять народный дух, просветить народ. В 1848г. волна революционного духа охватила всю западную половину европейского материка. В Австрийской империи это движение откликнулось более громко, чем в других странах: восстала Венгрия, восстали славянские народы Австрии, которые были подготовлены предшествующим культурническим и общественным движением. Центральной и Восточной Европы за свободу и дала название революции – “Весна народов”. В 1848г. во Львове вышла в печать первая украинская газета “Зоря Галичская”, а также была созданная культурно-просветительская организация “Галицько-Руська матиця”. Главный Русский Совет через “Звезду Галичскую” пропагандировала свою программу политической деятельности, которая потом надолго оставалась программой передовой части галичской интеллигенции. В ней шла речь о “добре и счастье народа” в демократическом значении этого слова. Далее идет “развитие и подъем народности во всех ее частях”, то есть усовершенствование языка, введение его в школах, издание газет и книг на украинском языке. И, наконец, охрана конституционной свободы и попытка искать пути улучшения жизнь лишь в границах конституции.

#41. Кирилло-Мефодиевское братство

Большое общественно-политическое значение имела деятельность созданного в 1864г. в Киеве Кирилло-Мефодиевского общества. Члены Кирилло-Мефодиевского общества хотели, во-первых, сформировать украинскую национальную идею, основные проблемы которой были уже поставлены в ходе национальной борьбы, а именно: какой должна быть роль украинцев среди славянских народов; должна ли украинская нация создавать собственное, независимое от России и Австрии, государство; какими средствами можно ликвидировать национальное угнетение, создать независимое государство. Во-вторых, Кирилло-Мефодиевское общество планировало развернуть практическую деятельность, направленную на реализацию национальной идеи. Большинство членов Кирилло-Мефодиевского общества считали, что применять революционные методы для достижения поставленных целей нельзя. Исключение составляли Т.Г. Шевченко, Н.И. Гулак, А. Навроцкий, доказавшие, что без решительных революционных действий достичь социального и национального освобождения не удастся. Учредители общества (всего несколько десятков человек): Н.И. Костомаров (профессор Киевского университета, историк), В.М. Белозерский (учитель), Н.И. Гулак (чиновник). Интеллигенция: поэт Т.Г. Шевченко, писатель П.А. Кулиш и др. Студенты. Организационные и программные положения общества содержались в документах «Книга бытия украинского народа» и «Статут славянского братства св. Кирилла и Мефодия». Общество существовало недолго. Весной 1847г. по доносу провокатора – студента А. Петрова – постоянные участники заседаний общества были арестованы. Н.И. Гулак заключен в Шлиссельбургскую крепость, Т.Г. Шевченко отдан в солдаты в Оренбургский край, остальные высланы. Деятельность Кирилло-Мефодиевского общества имела большое значение для дальнейшего формирования национальной идеи. Даже то немногое, что успели сделать члены общества – издание книг, беседы, лекции, программные документы – будило общественную мысль, заставляя искать пути к лучшему, свободному будущему.