SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Человечество перед лицом глобальных проблем современности. Сценарии будущего: гипотеза ноосферы,пределы роста,информационное общество.

Глобальные проблемы – это те, что приобрели планетарный, общечеловеческий характер.
Их отличают от мировых и интернациональных наличие следующих признаков:
1) они носят общечеловеческий характер, т.е. затрагивают интересы всего человечества;
2) охватывают весь земной шар и проявляются как объективный фактор развития общества во всех основных регионах мира;
3) глобальные проблемы столь актуальны и существенны, что без их решения дальнейший прогресс общества невозможен, а их нерешенность угрожает регрессом в планетарном масштабе;
4) т.п. не могут разрешаться усилиями отдельных стран и регионов, а только согласованными усилиями всего человечества;
5) т.п. имеют комплексный, системный характер и не могут решаться изолированно одна от другой.
Классификация глобальных проблем:
- Интерсоциальные, возникающие в отношениях между общностями, государствами, странами.
Это: а) сохранение мира предотвращение войн и разоружение, б) ликвидация разрыва между развитыми и отсталыми странами, в) терроризм.
- Гуманистические, существующие в отношениях общества и человека: а) демографические проблемы, связанные с ростом народонаселения и неравномерностью этого роста; б) последствия НТП, требующие международного сотрудничества в области научных исследований по использованию достижений НТП; в) образования и культуры и г) проблемы здравоохранения.
- Экологические проблемы, рождающиеся в отношениях общества и природы: а) проблемы природных ресурсов и рационального природопользования, б) охраны природы и в) освоения Мирового океана, литосферы и Космоса.
Пути решения глобальных проблем: гуманистичное и экологичное развитие НТП и конструктивное, созидательное взаимодействие государств и народов всей планеты на основе принципов партнерства и компромисса.
Одна из концепции будущего человечества связана с развитием русского космизма. Идеи космизма /Чижевский, Диолковски, Федоров, Верьский/ создали определенный творческий климат, в котором философия и естествознание находили много точек соприкосновения, т.к. космизм рассматривал человека и его социальную жизнь включенной во Вселенную /Универсум/, которая развивается как одно целое и ею управляют общие законы самоорганизации.
В I960 году возникла общественная организация под названием Римский клуб, поставившая своей целью создание и изучение глобальных моделей развития человечества. В силу действия Второго начала термодинамики невозможно существование систем, свободных от роста энтропии.
Невозможны полностью безотходные технологии, стопроцентная утилизация отходов, получения только позитивных результатов деятельности без негативных последствий. Отсюда есть пределы роста антропогенной деятельности. Эти пределы становятся важнейшим императивом дальнейшего развития. Особое значение приобретает экологический, императив, суть которого в согласовании стратегии развития природы и стратегии развития общества.
Существует общая перспективная идея для создания новой глобальной стратегии – это идея ноосферы и коэволюции. Понятие ноосферы было предложено в 20-е годы XI века французскими учеными Леруа и Тейяром де Шарденом и развито в концепцию ноосферы В.И.Вернадским. Ноосфера – сфера разума. Ноосфера – закономерная ступень развития биосферы. Она возникает, когда научная мысль человечества приобретает планетарный масштаб. Преобразующая работа научной мысли должна привести к радикальному изменению статуса Земли. Так же, как возникновение биосферы преобразовало геосферу, возникновение ноосферы должно привести к возникновению нообиосферы. Отныне развитие человечества возможно лишь как согласованный путь коэволюции человека и природы.
Развитие современного информационного общества, значительно активизирующего все общественные процессы и ресурсы личности создает определенные проблемы для будущего: снижается индивидуальное начало и общекультурный уровень специалистов, растет изоляция и «атомизация» индивидов, увеличиваются возможности манипулирования людьми через банки данных, растет дегуманизация труда. Информатизация, по-новому ставит проблему общественного контроля.

При "проекции в будущее" современных закономерностей и тенденций реального исторического процесса нередко напрашиваются вопросы: как долго может продолжаться ускорение социального прогресса? Разве не существуют абсолютные, физические пределы для роста населения и экономического развития, для промышленного производства, наконец, для интеллектуальной и психологической способности человека приспособиться к процессу стремительных изменений в окружающем его мире? Многие ученые (как естествоиспытатели, так и обществоведы), отвечая на подобные вопросы, склонны утверждать, что такие пределы существуют, причем не для столь уж отдаленного будущего. Экстраполируя в будущее статистические данные о росте потребления невозобновимых природных ресурсов и загрязнении окружающей среды, они приходят к выводу, что уже в начале этого столетия, самое позднее к его середине экономическое развитие человечества исчерпает себя: либо развитие будет сознательно ограничено, прекращено, либо завершится экологической катастрофой в глобальном масштабе.



К таким более или менее категорическим выводам в начале 70-х годов XX века пришли в своих докладах Римскому клубу многие авторитетные специалисты на основании разработанных ими глобальных моделей. Сформулированная ими концепция "пределов роста" получила широкое распространение на Западе и до сих пор пользуется определенной популярностью в своих различных модификациях. Основной методологический порок подобных моделей, как и покоящейся на них концепции "пределов роста", состоит в том, что, экстраполируя, формально распространяя на будущее современные тенденции экономического, научно-технического и демографического роста, они не учитывают того обстоятельства, что накопление количественных изменений не может не сопровождаться перерывом постепенности, скачками, коренными качественными изменениями. Для сторонников концепции "пределов роста" всякое новое качество в общественном развитии (даже если они его признают) - не что иное, как возведенное в n-ю степень, гипертрофированное количество. Тем самым проблема поступательного развития оказывается подмененной проблемой экспоненциального роста с вытекающими из него "пределами". Иначе говоря, экстенсивный рост, будь то экономики или населения, заслоняет и игнорирует интенсивное развитие общества в целом.



Конечно, экспоненциальный рост того или иного конкретного процесса не может продолжаться бесконечно, он имеет свои пределы (хотя остается открытым для обсуждения вопрос о том, какой характер носят эти пределы, когда и на каком уровне они могут быть достигнуты в каждом конкретном случае). Однако подлинная проблема перспектив социального прогресса и будущего человечества лежит в иной плоскости, ибо количественный рост и развитие как в природе, так и в обществе (включающее в себя переход от одного качественного состояния к другому) - отнюдь не тождественные процессы.



В этом легко убедиться, обратившись за примерами к неорганическому миру. Так, добыча и потребление отдельных видов минерального сырья, энергии и других природных ресурсов действительно не могут бесконечно возрастать в геометрической прогрессии, как не может продолжаться загрязнение окружающей среды, уже сейчас принявшее угрожающие размеры. Однако ссылки на ограниченность природных ресурсов - отнюдь не довод против экономического развития и социального прогресса.



Социальный, экономический и технический прогресс на протяжении всемирной истории постоянно преодолевал подобные "физические пределы". Совершенствование орудий труда и методов производства постоянно расширяет рамки экономического роста, а технологические революции создают совершенно новые, не существовавшие прежде сферы экономической деятельности, не только умножают уже известные природные ресурсы, делая их доступными для практического использования человеком, но и превращают в ресурсы то, что прежде ими не являлось. Благодаря научно-технической революции в современную эпоху систематическое внедрение новых научных открытий и технических изобретений позволяет рассматривать проблему обеспеченности экономического развития природными ресурсами в совершенно иной плоскости, чем в недавнем еще прошлом.



Как это ни парадоксально на первый взгляд, существование определенных "пределов роста" является необходимой предпосылкой для развития. В самом деле, если бы не было пределов для размножения примитивных биологических организмов, то в этом случае стал бы невозможен и естественный отбор, а следовательно, биологическая эволюция. Любые более высокоорганизованные биологические организмы, если бы они и возникли в результате мутации, просто захлебнулись бы в океане примитивных форм жизни, поскольку скорость размножения последних неизмеримо выше, чем первых.

Аналогичным образом обстоит дело и с социальным прогрессом. Всемирная история подтверждает, что наличие определенных "пределов" для экстенсивного роста служит скорее объективным стимулом для общественного развития, чем тормозом. Например, если бы не существовало пределов для охоты и собирательства, человечество, возможно, и поныне пребывало на примитивной ступени присвоения готовых продуктов природы; во всяком случае, его переход к земледелию и скотоводству задержался бы на тысячелетия. Если бы у людей было вдоволь древесного угля, то это, несомненно, замедлило бы переход к использованию минерального топлива, затруднило бы распространение целого ряда технических изобретений. Если бы не было определенных пределов для человеческой памяти и физических ограничений в устной коммуникации между людьми, то это, по всей вероятности, замедлило бы изобретение письменности и книгопечатания, развитие технических средств массовой коммуникации, а ограниченные способности человека производить математические операции в уме и на бумаге в конечном счете стимулировали создание компьютеров.



Нет веских оснований опасаться замедления социального прогресса и вследствие мнимой "психической и умственной неспособности человека" освоить и выдержать стремительно нарастающий поток новых знаний и приспособиться ко всякого рода нововведениям в обществе. Интеллектуальный прогресс человечества состоял, в частности, в том, что все больший объем знаний оно способно вмещать во все меньшее количество информации, дополняя свою естественную память искусственной благодаря изобретению письменности, книгопечатания, а теперь компьютеров и видеозаписи.



Мозг отдельного среднего человека обладает колоссальной информационной емкостью: специалисты считают, что человеческая память способна содержать примерно 10 млрд бит информации, иначе говоря, вместить в себя 500 многотомных "Британских энциклопедий". Это означает, что человек будущего при правильном воспитании и образовании,

если он разумно распорядится своей памятью, может обладать общеобразовательными знаниями в объеме десятков энциклопедий по самым разным областям науки и культуры в сочетании с аналогичной по объему профессиональной компетентностью в самой сложной специальности. В его памяти сохранится достаточно места и для свободного владения несколькими иностранными языками, а также для информации, связанной с повседневным бытом, с различными увлечениями и другими повседневными жизненными потребностями, какими бы разносторонними они ни были. Кроме того, в его распоряжении будут персональные компьютеры, возможность немедленного обращения к колоссальной памяти, накопленной человечеством в библиотеках, музеях, суперкомпьютерах и т.п. Поэтому ни о каких пределах, тем более исчерпании интеллектуальных способностей человека, в обозримом будущем не может быть и речи. Человеческий потенциал был и остается главной движущей силой общественного прогресса