SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Мораль,ее возникновение,развитие и функции. Добродетели и нормы как формы проявления морали. основные понятия морали:добро и зло,справедливость,долг,совесть,честь,счастье.

Понятие морали: ее сущность, происхождение, структура и функции.

Мораль -- это специфический способ духовно-практического освоения мира, предполагающий особое ценностно-императив-ное отношение к нему.

Специфичность морали проявляется в ряде моментов.

В морали воплощено единство духовного и практического: она служит основой духовной культуры личности и показателем меры человеческого в человеке; вся практическая деятельность человека и его поведение определяется сложившимися в обществе моральными представлениями. Правомерно утверждать, что мораль, нравственность -- «первоценность, первооснова духовной жизни людей» (С.Ф. Анисимов), являющаяся единственным условием человеческой духовности и сущности.

Мораль действует не в какой-то определенной области (наука, искусство или политика и т.д.), а носит универсальный характер.

В отличие, например, от науки, настаивающей на объек-тивизме, мораль носит подчеркнуто оценочный, а зачастую и субъективный характер: все явления мира и человеческие действия она рассматривает сквозь призму ценностей и оценок. Ее интересуют не законы природы как таковые и не экологиче-ские основания природопользовательной деятельности челове-ка, а нравственная оценка этой деятельности с позиций добра и зла, долга и ответственности, интересов личности или всего Общества.

Мораль вырабатывает предписания, требующие от людей особенного -- морального типа поведения, в чем проявляется ее императивный (повелительный) характер.

Мораль -- исторически первый способ социальной регуляции, обеспечивающий согласованность действий индивидов и оптимальное сочетание индивидуальных интересов с интересами социального целого (рода, племени, нации, страны). Любое общество на любом этапе своего развития нуждается в механизмах регулирования, в соблюдении определенного порядка. Зависимость индивидов друг от друга и от общества в целом устанавливается не автоматически, а вполне осознанно. Мораль как продукт социального опыта поколений и итог этической рефлексии помогает человеку в выборе линии поведения, корректирует его поступки и отношения. Поэтому моральные устои общества необходимы как для общественного, так и для индивидуального благополучия. Таким образом, объективная сущность морали состоит в том, чтобы обеспечить баланс личного и общественного блага, внести гармонию в процесс человеческого общения с помощью системы моральных принципов, норм и идеалов.

Моральные принципы -- это основные, фундаментальные представления о должном поведении человека, через которые раскрывается сущность морали.

Принцип коллективизма выступает одновременно услови-ем и следствием общественной сущности человека, ориентируя его на подчинение своих личных интересов общественным и слу-жение им. Такая ориентация «выгодна» обществу, поэтому оно, Как правило, заинтересовано в формировании у личности коллективистских тенденций.

Принцип индивидуализма в советской этике традиционно рассматривался как антипод коллективизма, несущий отрицательное содержание, как нравственный принцип буржуазной идеологии и морали, согласно которому интересы личности, индивидуума ставятся выше интересов общества, коллектива и личные инте-ресы предпочитаются общественным. В новой, гуманистиче-ской этике индивидуализм обретает новый смысл и становится ведущим принципом. Индивидуализм утверждает прежде всего ценность, уникальность и неповторимость каждого индивида, пробуждая в нем уверенность в себе, стремление к самовыраже-нию. Ориентируя человека на собственные силы и возможно-сти, а не на социальное иждивенчество, индивидуализм повы-шает ответственность личности за моральную деятельность.

Принцип гуманизма выражается в признании человека главной ценностью, а его интересов -- приоритетными. На про-тяжении всей человеческой истории соблюдение или нарушение принципа гуманизма, борьба за его реализацию лежали в основе оценки деятельности стран, правительств и президентов для че-ловека и во имя человека.

Принцип альтруизма -- бескорыстная любовь и забота о бла-ге другого человека («Возлюби ближнего, как самого себя»), го-товность к самопожертвованию. Альтруизм противоположен эгоизму, ориентированному только на себя, в ущерб другим.

Принцип толерантности, опирающийся на признание со-зидательной роли индивидуализма в его положительном, гума-нистическом смысле, предполагает проявление терпимости к иному: иным взглядам, ценностям, поведению. В современных условиях демократизации и плюрализма терпимость к инако-мыслию и инакодействию чрезвычайно важна, особенно в сфере политических, религиозных и межнациональных отношений.

С терпимостью нельзя путать равнодушие, которое иногда может превращаться в принцип нейтрального поведения, веду-щий к подлости и предательству.

Моральные нормы -- это конкретные правила поведения, оп-ределяющие, как человек должен вести себя по отношению к об-ществу, другим людям, самому себе. В них четко прослеживается императивно-оценочный характер морали. Моральные нормы затрагивают все аспекты человеческих взаимоотношений.

Нравственный идеал -- это целостный образец нравствен-ного поведения, к которому люди стремятся, считая его наибо-лее разумным, полезным, красивым. Он выполняет две функ-ции: позволяет оценивать поведение других людей и является ориентиром для самосовершенствования. Идеал -- все лучшее, что выработано моралью на данном этапе ее развития. Отсю-да -- исторический и социальный характер идеала.

Моральные принципы, нормы и идеалы действуют не само-стоятельно, независимо друг от друга, а представляют собой сис-тему морали, все элементы которой взаимосвязаны и взаимо-обусловлены. Система морали -- ее принципы, нормы, идеалы -- влияет на нравственность в обществе опосредованно: механизм моральной регуляции реализуется через структуру морали.

Моральные нормы, принципы, идеалы проявляются в мораль-ной деятельности людей, представляющей собой результат взаимодействия морального сознания, моральных отношений и морального поведения.

Моральные отношения -- центральный элемент структуры морали и наиболее «философский» ее элемент. Специфика моральных отношений в том, что их нельзя рас-сматривать как некий особый, автономно существующий вид отношений: в нравственных отношениях фиксируются свойства любой человеческой деятельности с точки зрения ее моральной оценки. Наиболее значимы в нравственном смысле такие виды отношений, как отношение человека к обществу в целом, к другим людям, к самому себе.

Отношение человека к обществу регулируется рядом прин-ципов, в частности, принципами коллективизма или индиви-дуализма. В первом случае человек подчиняет свои интересы общест-венным, видит свой долг в служении обществу. В случае индивидуалистической направленности он ориентируется на самого себя, на свои силы, разум, предприимчивость.

Большое место в системе отношений человека к обществу занимают принципы, идеалы и нормы гражданственной ори-ентации: патриотизм (альтернативой ему может быть космо-политизм), национальное самосознание (или его отсутствие), активная гражданская позиция (или политическое равноду-шие). Однако наличие или отсутствие их у человека еще не яв-ляется показателем уровня его нравственной культуры. Многое здесь зависит от содержания этих качеств.

Так, патриотизм, заключающийся в беззаветной любви и пре-данности своему отечеству, может проявляться как в безогово-рочном принятии и оправдании любых действий и политики своего государства и его властей, так и в критичном отношении к негативным моментам, препятствующим развитию общества.

Космополитизм -- осознание себя «гражданином мира», включенным в систему планетарных отношений, предполагает, как правило, равнодушие или даже нелюбовь к своему отечест-ву, однако он может сочетаться и с любовью к нему.

Чувство национального самосознания может быть продук-тивным, нацеленным на процветание нации и ее культуры, а может быть деструктивным, несущим в себе элементы нацио-нализма или шовинизма, враждебности к другим народам. От-сутствие национального самосознания может свидетельствовать как о равнодушии к судьбе собственной нации, так и об уваже-нии и терпимости к другим народам.

Активная гражданская позиция характеризуется чувством сопричастности и ответственности за судьбу человеческого сооб-щества и собственного отечества. Проявляться же она может как в серьезном, ответственном стремлении к участию в жизни общества, так и в безудержной фанатичной поддержке власти или, напротив, в столь же фанатичной оппозиции к ней. Важно не допускать здесь максимализма и подходить к собственному выбору ответственно.

Моральное сознание -- это субъективный способ бытия нравственных отношений. Бытие нравственных отношений «во мне» предполагает их отражение, осмысление, становится их основанием и обоснованием. Моральное сознание включает в себя два уровня: эмоцио-нальный и рациональный.

Эмоциональный уровень морального сознания характери-зует непосредственную реакцию личности на событие, отноше-ние, явление. Он формируется стихийно, связан с психическими особенностями личности и ее подсознательными влечениями. Включает в себя:

Чувства -- это переживаемые человеком радость и печаль, любовь и ненависть, страдание и сострадание. Способность ис-пытывать их, руководствоваться ими является показателем уровня человеческого в человеке. Возникают чувства на основе непосредственных эмоций. Разновидностью морального чувства выступает страсть -- сильно выраженное чувство, ведущее к достижению цели любы-ми, в том числе иногда и безнравственными средствами. Страсть сама по себе нейтральна -- ни хороша, ни плоха; ее нравствен-ный статус зависит от целей, на которые она направлена.

Настроение -- особое состояние, отличающееся длительно-стью, устойчивостью и являющееся фоном, на котором проте-кает деятельность человека. В приподнятом, оптимистическом настроении человек доброжелателен, приветлив, проявляет по-вышенную работоспособность. В подавленном настроении мо-жет быть груб, раздражен и даже неработоспособен. Стихийность эмоционального уровня не исключает, а напро-тив, предполагает его обязательную регуляцию и саморегуля-цию. Но осуществляться они могут лишь благодаря достаточно развитому рациональному уровню морального сознания.

Рациональный уровень -- способность личности к логиче-скому анализу и самоанализу -- результат целенаправленного формирования морального сознания в процессе обучения, вос-питания и самовоспитания. Итог -- моральная компетентность личности, включающая три компонента Золотухина-Аболина Е.В. Курс лекций по этике. - М.: Проспект, 1995, стр. 54:

1. Знание принципов, норм и категорий, входящих в систему морали. Именно на формирование этих знаний направлено изу-чение этики. К сожалению, одни этические знания не обеспечи-вают моральности субъекта: можно прекрасно знать все требо-вания морали и, однако, не соблюдать их.

2. Понимание сущности моральных норм и принципов и необходимости их применения. Ведь в одни и те же понятия мы иногда вкладываем разный смысл.

3. Принятие нравственных норм и принципов, согласие с ними, включение их в собственную систему взглядов и убеждений, их использование в качестве «руководства к действию».

Важнейшей проблемой морального сознания является соотношение рационального и эмоционального. Их единство обеспечивает внутреннюю целостность личности. К сожалению, в реальной жизни механизм взаимопроникновения эмоциональ-ного и рационального нередко дает сбой, и потому их гармония выступает скорее желательным и должным, в то время как ре-альным и «сущим» часто бывает противоречие между ними.

Моральное поведение, опирающееся на нравственное созна-ние личности и реализующее ее нравственные отношения, явля-ется итогом, результатом становления личности и ее свободного выбора. Если моральное сознание выступает субъективирован-ной формой этих отношений, то моральное поведение есть их объективация, их материализация. И в этом смысле поведение человека -- показатель его нравственной культуры.

Центральным моментом нравственного поведения является поступок, который характеризует способность человека к соз-нательной постановке целей, выбору соответствующих средств и самостоятельному, внутренне свободному, морально ответственному действию. Поступок должен рассматриваться в сово-купности с предшествующей и последующей деятельностью мо-рального сознания, в общем контексте моральных отношений обществе. Совокупность этих элементов и составляет содержа-ние нравственного поступка.

Поступку предшествует мотивация, которая играет роль импульса, побудителя к действию: мотив предшествует поступ-ку и продолжает свое действие во время его совершения. Это очень сильный регулятор человеческого поведения, не менее важный, чем сам поступок.

Рассмотрение структуры морали позволяет выявить механизм взаимодействия ее элементов.

Во-первых, моральные отношения, моральное сознание и нравственное поведение личности всегда выступают в единстве. Только условно, при анализе структуры морали их можно рас-сматривать в отдельности; в реальной жизни они взаимопрони-кают и обусловливают друг друга.

Во-вторых, структура морали выявляет противоречия меж-ду отдельными элементами морали: сознанием, отношениями и поведением. Личность может скрывать свои подлинные чувст-ва и взгляды или демонстрировать поведение, противоположное ожиданиям окружающими. Это может касаться и ее отношений к обществу, другим людям, самой себе.

В-третьих, противоречивость морали может проявляться внутри ее отдельных элементов:

- в моральном сознании -- между его рациональной и эмоциональной сторонами;

- в моральном поведении -- между возможным, желаемым и должным, проявляющееся в рассогласованности таких мотивов поведения, как «могу», «хочу» и «надо»;

- в моральных отношениях -- между индивидуальным, групповым и общечеловеческим.

Роли морали в жизни общества и отдельной личности многочисленны. Трудно объяснить, почему существует мораль, зато можно определить, для чего она существует, какие выполняет функции.

Гуманизирующая функция морали. Именно приобщение личности к высоким нравственным принципам и идеалам и сле-дование им в отношениях с людьми «очеловечивает» человека, делает его человеком, достойным любви и уважения.

Регулятивная: мораль регулирует поведение и отношения людей в обществе. Проявляется эта функция во всех сферах че-ловеческого бытия через противоречия доброго и злого, должно-го и сущего, справедливого и несправедливого. Причем обяза-тельность моральных правил не обеспечивается ни законом, ни принуждением, ни уголовным наказанием, и все-таки люди их неукоснительно соблюдают. Моральная регуляция осуществля-ется добровольно, на основе свободного выбора человека и само-стоятельного принятия им решений. Побудительными силами и основными нравственными регуляторами являются общест-венное мнение (внешний регулятор) и совесть (регулятор внут-ренний). В связи с этим можно утверждать, что регулятивная функция морали обеспечивается прежде всего через саморегуля-цию и самоуправление личности.

Воспитательная функция морали определяется ее участием в формировании человеческой личности и ее самосознании. Господствующие в обществе моральные нормы и принципы в процессе обучения и образования целенаправленно вносятся в сознание человека, прививаются ему. Мораль формирует по-требность относиться к другим, как к самому себе, возвышать себя через возвышение других, осознавать последствия своих действий. Реализуется воспитательная функция морали в про-цессе освоения личностью нравственного опыта предшествую-щих поколений, формирования положительных нравственных чувств, убеждений, привычек. Воспитательное воздействие мо-рали на личность осуществляется с помощью различных прие-мов -- от убеждения и принуждения до самодисциплины и са-мовоспитания.

С воспитательной тесно связана познавательная функция морали. Моральное познание выступает основой нравственного воспитания личности. Давая человеку адекватное знание -- не-обходимую информацию о нравственных нормах и ценностях, мораль вооружает нас «секретами» человеческого поведения и общения. Познавательную функцию можно рассматривать и как ценностно-ориентирующую, ибо моральные знания, в от-личие, например, от естественнонаучных, не бесстрастны, а все-гда наполнены некоторым оценочным смыслом, нацеливают личность на определенные смысложизненные ценности.

Коммуникативная функция морали заключается в том, что мораль выступает необходимым условием, фактором, формооб-разующим элементом и результатом человеческого общения, которое, таким образом, невозможно без морали и вне морали.

С первого момента общения между людьми устанавливается негласная договоренность: вести общение на определенных ус-ловиях. Ими как раз и выступают моральные нормы, которые нащупываются исподволь или декларируются сразу, но в любом случае в процессе дальнейшего общения из условий они превра-щаются в действенные факторы общения, обеспечивая или дру-желюбие (в случае совпадения этих норм), или враждебность (в случае их рассогласованности). Соответственно складывают-ся и формы общения: от диалогического взаимопонимания до антагонистических конфликтов.