SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Cредневековая философия

В странах западной Европы 5-15 века.



Господствующая идеалогия - религиозная.Мистика-познание бога через чувства, эмоции без участия разума.Бернар Клервосский (12 в.)Путь познания мира: смирение, любовь, удивление перед Богом, экстаз.Схоластика-путь познания бога - рационально-логический



Фома Аквинский (13 в.) Познание Бога: интуитивное познание (загробный мир), мистический (вера), разум,рациональные доказательства существования Бога.
ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ.

[ Назад ] [ Добавить в Мои Вопросы ]


Возникло феод. общество (крепостное право). Знач. роль играло духовенство. Монастыри были и крепостями и центрами земледелия и очигами просвещения и культуры. Церковь стала хранительницей письменности и образованности в Европе. Раннее средневековье характер. становлением христ. догматики в услов. формирования евр. гоуд. в р-те падения Римской империи. В условиях жесткого диктата церкви и гос власти ф. была объявлена слкжанкой богословия, кот. должна была использовать свой рацион. аппара для подтверждения догматов христианства. Эта фил. получила название ?схоластики?.(опиралась на форм. логику Аристотеля)

Еще в 5 в.(христианство уже гос. религия в Греции и Риме) было сильно влияние фил. неоплатонизма, враждебного христианству. (Нехрист. ф. школы были закрыты по декрету имп. Юстиана в 529г.) При этом одни хр. идеологи склонялись к отрицанию, другие к использованию учений ф. идеалистов древности. Так возникла лит-ра апологетов (защитников) христианста, а за ней возн. патристика - соч. отцов церкви, писат., заложивших основы ф. христианства.

Со 2в. Гр. апологеты обращ к императорам, преследовавшим хр. Они стрем доказать, что хр. поднимает такие вопр. кот. ставила и предшеств. гр. фил., но дает более оверш их разрешение. Видный апологет - Тертулиан (из Карфагена, 2в.) - сущ. непримиримое разногласие между религией, бож. откровением, свящ. писанием и чел. мудростью. Не создав ф. систем ап. однако наметили круг вопросов, кот. стали основными для хр. ф. (о боге, о творении мира, о прир. чел и его целях).

Наиболее влият. из отцов церкви - это Августин (354 -430, род. в Тагесте -африк. Нумидия) Доказывал, что бог явл. высшим быием, Бог сотворил мир из ничего по своей доброй воле, а не по необходимости. Мир предствляет собою непрер. лестницу существ, восхолдящую к создателю. Особое место занимает чел., кот соединяет прир. мат тела и обладает разумн. душай и своб. воли. Душа нематер, бессмерна. Субъективно чел действует свободно, но на самом деле все, что он дел., делает через него бог.

Схоластика. Гл. направление в разв ф. среднев. Она преподав в школах и университетах. 3 периода: 1.ранняя схол.(9-12в) 2.период хрелости(13в) 3.упадок (14-15в) Центр. вопрос - о отношении знания к вере. Считалось , что истина уже дана в библ. текстах и необходимо правильно истолковать их. Т.к. б. тексты отличались иносказательным хар., то для их толкования требов. изощренная логика.

Одним из важных ф. вопросов, был вопрос об отношении общего к единичному. Спор по этому пов. известен как спор о универсалиях, т.е о прир. общих родов и понятий. Сущ. 2 основных решения этого вопроса.

1.общие роды (унив.) сущ. реально, независимо от чел. - реализм.(Иоанн Скот Эриугена, Фома Аквинский) 3 вида сущ. универсалий: (троякость существования) ?до вещей? в бож. разуме, ?в самих вещах? как их сущность или формы и ?после вещей? - в чел. разуме как р-т абстракции. - умеренный реализм ( сущ и крайний реал. - общее сущ. только вне вещей -Ансельм). П. Абеляр - сущ. только един. вещи. Но они могут быть сходны между собой, на этом сх. и основ. возможность универсалий. Когда мы утверждаем что-то по отнош к многим вещам, наше утвержд. относится не к вещ., а к слову (это номинализм). Но наряду с этим он предпол. реальность общих понятий в уме бога. Это образцы по кот бог творит вещи.

2.Универсалии не сущ. реально, незав от челов. Они суть только имена.(Росцелин). Сущ. только индивидуальное и только оно может быть предм. познания. - номинализм. Представитель Уильям Оккам. Задача знания - постижение частного, единичного. Общее сущ. только в уме чел.. В самих вещах нет ни общего ни единичного. И то и др. присуще только нашему способу рассмлтрения одной и той же вещи. Для объяснения перехода мысли к общему О. вводит понятие интенции, т.е. о направленности мысли, о лог. и псих. актах или знаках. Все общие понятия - это знаки, логически обозначающие многие объекты.

Главные представители схол. Альберт Больштедский, Фома Аквинский, Дунс Скот и Раймунд Луллий.

А.Б. - 13в. Проводил иссл. в науках о прир., защищ. ф. против богословия. В вопр. о универс. - умереный реалист (см. п.1) Отношение между верой и разумом - некот. догматы непостижимы для разума, например о 3 лицах бога.

Ф.А.(1225-1274). Осн. цель отработка основных догматов хр. вероучения в формах здравого смысла. Опираясь на позднаго Арист. канонизировал хр. поним. соотношения идеального и матер. как соотн. изначального принципа формы с неустанововш. принципом материи.(слабейшим видом бытия). Слияние первопринципов формы и матер. рождает мир индив. явлений. Душа чел. ксть формообраз принцип, однако свое полное индив. воплощение она получает только при соедин. с телом.

Так был разрешен один из самых острых вопр. хр схол. Схол должна была истолковывать свое отнош. к материии т.к. Иисус Христос был явлен в виде челов., т.е объединил в себе бож.(идеал) и чел. (матер) природу. Этот факт не давал возможности трактовать мат. как ничто (чего требовал догмат о творении мира из ничего). Поэтому квалиф материи Ф.А. с пом. целой системы утонченных расуждений в качестве ?слабейшего вида бытия? была воспринята церковью как выход из тупика.

Важн значение имело учение о различии сущности и существования. Они совпадают только в боге. Существов. выше сущности, относится к ней как действительность к возможности.

Док-во сущ. бога. Каждоя явл имеет причину. Поднимаясь по лестнице причин мы приходим к необходимости сущ. бога - верховной причины.

Основные характеристики средневековой философии (СФ)

[ Назад ] [ Добавить в Мои Вопросы ]


В отличие от античной философии, считающей природу тем целым, в которое включалось все существующее, СФ напротив, уходит своими корнями в религию монотеизма (единобожия). Именно с религией (христианство, иудаизм, ислам) и связано развитие СФ.

СФ отличается теоцентризмом, где определяющей реальностью является не природа, а Бог. Теоцентризм реализуется на двух положениях: идее творения и идее откровения. Первая лежит в основе учения о бытии в СФ, вторая ? учения о познании.

Основной характеристикой СФ также является и креационизм ? учение о том, что Бог сотворил мир из ничего, и стоит над природой. То есть произошел отказ от идеи материи и формы, как начала в античной философии, и признание одного начала ? Бога, остальное ? его творение.

СФ пытается согласовать античную и христианскую трактовки бытия, и здесь сложились две традиции:

1. Основана на учении Платона и реализована в трудах Августина Блаженного. Он видел в Боге высший разум, и сотворенный им мир несовершенен и не обладает самостоятельность, то есть, зависим от Бога:

2. Основана не на разуме Бога, а на его воле. Которая сродни его могуществу (Дунс Скотт).

Фома Аквинский пытался сблизить обе идеи, опираясь на преобразованное учение Аристотеля. Учение Фомы интересно синтезирует античные и христианские традиции, а также учения противопоставляющие волю и разум, таким образом он стал наиболее известным деятелем в СФ.

В средневековье природа перестала интересовать философов, их внимание сосредотачивается на познании Бога и человеческой души. Человек считается ?разумным животным? и был создан ?по образу и подобию Бога?. Однако, хотя человек и живет в реальном мире, он сродни не только природе, но и Богу, он пришелец из другого мира, духовного, и должен туда вернуться.

Духовный мир несотворен, а знание в нем можно получить только через откровение, ключом к которому является вера. Бог недоступен для познания, и открывает себя человеку через Библию, толкование текстов которой и есть основной путь познания Бога. Сотворенный мир может быть познан через разум. Августин говорил. Что любое познание должно идти через веру. А Фома обращался не только к чувствам и интуиции, но и к рассудку и здравому смыслу, опыту.

Схоластика ? тип СФ, ставивший задачу рационально обосновать религиозные догмы.

Бог создал мир добрым, но его отравила злая воля. Зло не принадлежит природе, но оно есть недостаток или отсутствие добра. Зло ? отвращение от высших целей, гордыня либо вожделение. Классические аргументы религиозной философии (вслед за Фомой Аквинским) ? в мире много зла, так как много греха. Человек не может пользоваться, дарованной ему Богом, свободой во благо, это и есть корень зла. Таким образом не Бог, а человек ответственен за зло.

Условием возможности времени является, по Августину, строение души, в которой есть 3 установки:

1. Ожидание, устремленное к будущему;

2. Внимание, прикованное к настоящему;

3. Память, направленная в прошлое