SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ X - XVII вв.

Главная тема, которая волновала древнерусских мыслителей - это тема постижения смысла жизни человека и человечества. Причем, древнерусских книжников интересовала жизнь как таковая и смысл жизни как таковой, в их абсолютной цельности.



Наверное, один из основных моментов, отличающих русскую религиозно-философскую мысль X - XVII вв. от западноевропейской, заключался в иной постановке исходных философских и вообще мировоззренческих вопросов. Еще на заре рождения философии как науки, в VI в. до н.э. древнегреческий философ Фалес Милетский сформулировал вопрос, оставшийся до сих пор главным для западноевропейской философской мысли - "Что есть вс??"



Для России 19в. и начало 20 - это век классики и в фил. и в литературе. Русская фил. этого времени

- это фил. предупреждения, кот. не услышали. У истоков русской фил. 19 века стоит Чаадаев.

Чаадаев написал серию фил. писем. После публикации 1-ого письма, он был объявлен су-

масшедшим, редактор сослан в Сибирь. Это был открытый протест против самодержавия и кре-

постничества. Ч. рассматривает каким путем должна идти Россия: путем Запада или своим путем.

Идеи Ч. развивали и западники и славянофилы. - Киреевский, Самарин, братья Аксаковы. Они

обосновывали самобытный путь развития Росс. В основе прогресса должны лежать православные,

которые должны являться основой мировоззрения. Общине, которая гармонизирует личный и

общественный интерес и монархия, которая оберегает об-во от революций. Славянофилы видели и

вскрывали противоречия м/у властью и об-ам, м/у народом и дворянством. Западники - Герцен,

Гроновский, Боткин, Тургенев. Осн. идеи: Росс. С петровских времен необратима привязан к западу

и должна идти по капиталистическому пути. Западники высоко оценивают фил. Гегеля, ориентиру-

ются на развитие науки, естествознание. В 60-70гг. представителями славянофильской традиции

выступили: Аполлон-Григорьев, Достоевский, Страхов. Идеи: почва - глубины народной жизни, из

которых выводится самобытный путь Росс. Достоевский - столько же философ, сколько и писатель.

Диалектика его идей воплощается в столкновении героев его произведений. Он рассматривает

антропологические проблемы и пр-мы оправдания бога. Человек - это противоречие темных и

светлых сторон, сознательного и бессознательного. Ч-к иногда не умеет исп дарованную ему

свободу и тогда в ч-ке торжествуют темные силы. Часто к истине ч-к приходит ч-з страдания,

преступления и наказания. Ч-к не может прожить без бога. Потеря веры в бога иногда превращ-ся в

человека-божество. Достоевский большую роль отдавал христианству. Он ценил красоту, но считал,

что красоту надо защищать. Достоевский делит ист-ю человечества на 3 части: патриархальность,

цивилизация, христианство. Соц-зм Достоевский оценивал лишь как путь внешнего устроения

человечества. Главное же - нравственное самоусовершенствование.

Толстой (1828-1910) пережил духовный кризис и пришел к религиозному пониманию жизни. Он

отлучен от церкви, т.к. он отвергает церковное истолкование истин Иисуса. Идеи Толстого -

панморализм (чистая тирания морали), в личности должно подавляться все, а главенствовать только

моральное сознание. Идеи панморализма Толстой проводит в воспитании и в семейной жизни. (Т)

противопоставлял добро и красоту. Искусство, особенно музыка, обладает роковой силой,

несовместимой с добротой. (Т) раскрывает основную проблему современности, проблему всей

культуры.
Специфика и основные направления русской философии.

[ Назад ] [ Добавить в Мои Вопросы ]


Философская мысль в России начинает зарождаться в XI веке под влиянием христианизации, в работах Киевского митрополита Иллариона (?Слово о законе и благодати?). Развитие русская философия получила при Василии III в учении игумена Елиазароского монастыря Филофея (о ?Москве как о третьем Риме?). Далее в XVI-XVIII образовались две противоборствующие тенденции:

1. Внимание опирается на самобытность русской мысли, связанная с неповторимым своеобразием русской духовной жизни;

2. Выражает стремление вписать Россию в процесс развития европейской культуры. Так как Россия стала развиваться позже западных стран, то она должна учиться у Запада.

Наибольшие развитие эти тенденции получили в 40-60-х годах XIX века:

1. Славянофилы. А.С. Хомяков (1804-1860), И.В. Киреевский (1806-1856) , К.С. Аксаков (1817-1860), Ю.Ф. Самарин (1819-1876).

2. Западники. В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, А.И. Герцен.

Славянофилы опирались на ?самобытников?, на православно-русское направление в общественной мысли России. В основе их учения лежит мнение о мессианской роли русского народа, самобытности и, даже, исключительности. Решение проблемы сочетания свободы и необходимости, индивидуального и церковного начала служит у славянофилов ключевым понятием в разработке понятия соборности ? не только внешнее, видимое, соединение людей в одном месте, но и соединение их духовной общности. Стержнем соборного сознания является Никео ? цареградский символ веры, лежащий в основе учения русской православной церкви.

Россия, считали славянофилы, опираясь на православную духовную основу, идет своим особым путем, который должен привести ее к мировому лидерству. Православие породило специфическую социальную организацию ? сельскую общину, которая сочетает в себе два начала: хозяйственное и нравственное. Славянофилы выступали против крепостного права. Они требовали перенести принцип общины и в города, промышленность. Цель ? ?просветление народного общинно начала церковнообщинным?. Лучшая форма правления ? монархия, однако Россия погрязла в ?мерзкой административности?.

В.С. Соловьев (1883-1900) выражал в русской философии интеллектуалистскую тенденцию. Он стремился поставить разум на службу вере. Дать возможность религии опереться на интеллектуальное начало, соединив ее с естествознанием. Эта идея позаимствована у неоплатоников, откуда в учении Соловьева появилось понятие ?мировой души? и мира идей. От атомистов он взял идею об атомном строении мира. В гносеологии Соловьев реализовал принцип всеединства через концепцию цельного знания, предпосылкой которого является вера в Бога.

Интеллектуализму Соловьева в русской философии противостояла антиинтеллектуальная тенденция, Л. Шестов (1866-1938). Здесь имеет место учение о несовместимости веры и разума. С мнением Шестова о коренной ущербности рационального познания и существования особой, внелогической способности постижения человеческого бытия был солидарен С. Н. Булгаков (1871-1944), утверждавший. Что логическое мышление соответствует греховному человеку, оно есть болезнь.

Невозможность познать природу Бога, существование божественной тайны ? главный принцип христианского иррационализма