SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Философия Френсиса Бэкона.

Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глуб. вопр.: что предст. собой окр. мир и к-во место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит в основе всего сущ--го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л з-нам? Может ли ч-к познать окр. мир, что предст. собой это познание? В конце 16 - нач. 17 в. возник. капит. отн-я, что изм. дух. жизнь о-ва. Религия утрач. господств. вл-я на р-е науки и ф., возн. нов. мир-е, отвеч. интересам р-я науки о прир. Усилия ученых кон-р. на собир., опис. и классиф. фактов. На целое смотрят как на мех. сумму частей, а отд. части нередко надел. св-вами целого. Такие приемы распр. и на ф., что прив. к созд. механист. мат-ма и метафизич. метода иссл-я окр. мира. В Новое вр. перед ф. на одно из первых мест выдвин. задача создания и обосн-я методов науч. позн-я. Одним из первых, кто сознат. приступил к разраб. науч. метода на осн. наблюд-я и поним. прир - Бэкон. Гл. произв. Б. “Новый Органон”: матер. взгляды на прир. и обстоят. обоснов. индуктив. методу и его роли в позн. (2я важн. раб. - утопия “Новая Атлантд.” - важн. роль науки и техники для р-я пр-ва и о-ва в целом). Высш. задачей ф. Б. считал зав-е прир. и соверш-е чел. жизни. Знание станов. силой, если оно опир. на иссл. явл-й прир и руководств. познанием ее з-нов. Предметом ф. долж быть мат, а тж. разл. и многообр. ее ф-мы. Б. - родонач. материл-ма Н.вр. В поним. материи он не был типич. механицистом и гов. о качеств. разнородности материи, имеющ. многообр. ф-мы движ-я (19 видов, в т.ч. сопротивл, колеб.). Вечность материи и движ-я не нужд. в обосновании факт. Б. остаивал познаваемость прир., считал, что этот вопр. реш. не спорами, а опытом. На пути позн-я - мн-во препятствий, заблужд-й, кот. засоряют созн-е. 4 вида забл.: идолы (ложн. образы). И. рода: ведут к ложн. предст. о мире и явл. следствием огранич-сти чел. ума, органов чувств. Люди к прир. примешив. св собств. прир, искажая реальн. карт. мира. Сл., показания чувств люди долж сопост. с предм. прир., проверять их прав-сть. И. пещеры: ложное воприятие дейст-сти отд. людей или индив. заблужд-е. Кажд. ч-к им. внутр. субъ. мир (пещеру), кот. искаж. его сужд-я о явл. мира. Происх. из прирожд. св-в ч-ка, образ-я, воспит-я и т.п. И. рынка: ложн. понятия, кот. порождены неправ. употр. слов. В 1ак. слова люди часто вклад. разл. поним-е, что затрудн. познание вещей прир. И. театра: неправ. предст-е о мире, возн. на осн. некритич. усовения ф. взглядов и с-м. Эти предст-я изобр. вымышл. карт. мира, а не действит. прир. вещей. Цель критики идолов - осв. созн. людей от схоластики. Б. подч. исключит. знач-е естествозн-я, но стоит на т. зр. т-и двойственности истины (тогда прогрес.): теология им. своим объектом Бога, наука - прир. Необх. разгран. сферы компет. Б.: Бог - творец мира и ч-ка, но тольок объект веры. Знание не зав. от веры. Ф. основ-ся на знании и опыте. Гл. препятствие - схоластика. Осн. порок - абстактность, вывед. общ. пол. из частных. С пом. силлогизмов нельзя достичь подлин. знания, т.к. сил. часто сост. из смутных и недостат. четких понятий, сл. все рассужд. рушится. Источник чел. знания - чувств. опыт. Важность опытн. иссл-я, восход. от единичн. явл. и прост. умозакл. к общим полож. Сл., 1 условие прогресса знания явл. усоверш. методов обобщ., образ. понятий. Процесс обобщения есть индукция. И. исх. из ощущений, отд. фактов, шаг за шагом без скачков подним. до общ. полож. Гл. задача - созд-е нов. метода позн-я. Суть: 1) наблюдение фактов; 2) их с-мат. и классиф.; 3) отсечение ненужн. фактов; 4) разлож-е явл-я на сост. части; 5) проверка фактов на опыте; 6) обобщение. Б. эмпирик: позн-е нач. с чувств. данных, кот. нужд. в эксперим. проверке и подтвержд., сл.судить о явл. прир следует лишь на осн. опыта. Б. тж. считал, что позн-е долж стрем. к раскрытию внутр. прич.-сл- связей и з-нов прир путем обраб. данных орг. чувств и теор. мышл.. Поставил вопр. о необх. единства чувств. и рац-го. Однако недооценивал роль теор. мышл., полагался на индукт. метод. В целом ф. Б. предс. собой попытку создания эффект. способа позн-я прир, ее причин, з-нов.