SHPORA.net :: PDA | |
Main FAQ гуманитарные науки естественные науки математические науки технические науки Билет 3.Сходство и различие методов объяс… Существует два вида знаний: знания о природе дают есте-ственнонаучную картину мира, знания о внутреннем мире человека – гуманитар¬ную картину мира. Естественнонауч. изу¬чает: как исторически изме¬нились знания о природе, анализирует конкретные виды прир. бытия, современ¬ные представление о при¬роде, что и как используется человеком. Гуманит.: филос., религ. знания, юридич., этич, искусствовед.; важны ценно¬сти гум. познания (гуманизм, идеалы красоты, свободы, добра). Проблемы различия ест. и гум. знания становится наиболее обсуждаемой во второй половине 19 в. Иссле¬дователь Генри Риккет из¬дает свой труд «Науки и природе и науки о духе». Выяснил что знания о при¬роде связаны причинной обусловленностью. Знания о внешн. мире даны непосред¬ственно. Для наук о природе используется объяснение, о духе – понимание. Объясне¬ние – сведение явлений при¬роды к причинам и законом -существования. Понимание – познавательная процедура, в кот. мы можем себя поста¬вить на место другого, из¬нутри почувствовать истор. событие, эстетич. восторг и т.д. Истинное в науках о природе всегда доказывается, интерпретации одинаковы, о духе – истолковывается, интерпретации различны. В науке о природе использу¬ется генерализ. метод, выде¬ляющий общее в вещах. В науке о духе индивидуализ. метод, подчеркивающий неповторимость и уникаль¬ность. Отношение к ценно¬стям также различно у двух групп обозначенных наук. Ценность - общественная или личная значимость для чело¬века тех или иных явлений природной и социальной реальности. Естественные науки добровольно прини¬мают “диктатуру фактов”, которые должны найти свое объяснение совершенно независимо от каких бы то ни было предпочтений и приоритетов познающего субъекта. Умение анализиро¬вать мир в его собственной логике и законосообразно¬сти, видеть мир таким, “ка¬ков он есть сам по себе” - важнейшее достоинство естествознания. Гуманитар¬ные же науки раскрывают не только то, что в социальном мире реально есть, но и то, что в нем должно быть. Поэтому ценностная состав¬ляющая знания оказывается существенной в основном для гуманитари¬стики. Антропоцентризм есть представление о централь¬ном месте человека в миро¬здании в целом. Естествозна¬ние потратило немало уси¬лий, чтобы избавиться от него на своем первом этапе. Для гуманитариев же чело¬век по- прежнему находится в центре внимания, представ¬ляет собой главную ценность и важнейший объект инте¬реса. Гуманитарное знание антропоцентрично по опре- делению. Идеология пред¬ставляет собой теоретическое знание, в котором представ¬лен тот или иной социально-групповой интерес. Гумани¬тарные науки, в силу специ¬фики своего предмета, не¬вольно оказываются идеоло¬гически нагруженными. Мир природы же в естествознании не является полем столкно¬вения противоречивых обще¬ственных интересов. Сходства. Оба типа картин мира неразрывно связаны по следующим соображе¬ниям: Они являются творе¬ниями человеческого разума. Они активно формируют соответствующие части мировоззрения людей. По¬скольку мировоззрение есть целостная система, естество¬знание и гуманитаристика вынуждены взаимодейство¬вать. Наличие многих “по¬граничных” проблем, пред¬метная область которых едина для того и дру¬гого. Размежевание данных областей знания можно рассматривать как один из этапов разделения труда, диктующего необходимость “обмена продуктами и услу¬гами”. Однородность дости¬жений и заблуждений обеих областей. Синхронность исторического развития того и другого: переход от клас¬сики к модернизму и т.д. Относительность крите¬риев разграничения естест¬венных и гуманитарных наук: внимание первого к социальным ценностям и др. Единство и взаимосвязь двух культур видно сегодня в следующем: в изучении сложных социоприродных комплексов, включающих человека и общество; в осоз¬нании необходимости “гума¬нитарных экспертиз” естест¬венно - научных программ; в формировании общей мето¬дологии познания, основан-ной на идеях эволюции, вероятности и самоорганиза¬ции в гумани-таризации есте¬ственно - научного и техни¬ческого образования и нату¬рализации образования гума¬нитарного; в создании диф-ференцированной, но единой системы ценностей, позво¬ляющей четче определить перспективы развития чело¬вечества в XXI веке. |