SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

три теории башкир




Угорская теория.

Отождествление башкир с угорскими племенами — предками современного венгерского народа — уходит в эпоху средневековья. Известно венгерское предание, записанное в конце XII века и рассказывающее о пути движения мадьяр с востока в Паннонию (современную Венгрию): «В 884 году от воплощения Господа нашего семь вождей, называющихся Hetu moger, вышли с востока, из земли Сцитской. Из них вождь Almus, сын Igeic, из рода короля Magaog, вышел из той страны вместе со своей женой, сыном Арпадом и с великим множеством союзных народов. После многодневного шествия по пустынным местам они на своих кожаных торбах переплыли реку Этыл (Волгу) и, нигде не находя ни сельских дорог, ни селений, не питались изготовленными людьми кушаньями, как был обычай у них, но наедались мясом и рыбами, покуда пришли в Суздаль. Из Суздаля они шли в Киев и потом через Карпатские горы в Паннонию, чтобы овладеть наследством Аттилы, прародителя Алмуса». Особый интерес представляет тот факт, что венгерский союз в Паннонии состоял из семи племен, два из которых назывались Юрматоу и Ене., а в формировании башкирского народа участвовали древние и крупные племена юрматы и еней.

Одним из первых о происхождении башкир писал Страленберг Филипп-Иоганн (1676-1747), подполковник шведской армии, сопровождавший Карла XII в Северной войне. Во время Полтавской битвы был взят в плен и сослан в Сибирь. Получив разрешение путешествовать по Сибири, составил её карту, а после возвращения в Швецию издал книгу «Das nord und ostliche Theil von Europa und Asia», в которой назвал башкир остяками, так как «они рыжеволосы и соседи называют сары-иштяками (остяками)». Таким образом, Страленберг первым выдвинул теорию об угорском происхождении башкирского народа.

Выдающийся историк В.Н. Татищев (1686-1750) в «Истории Российской» первым в русской историографии дает историко-этнографическое описание башкир и высказывает интересный взгляд об их происхождении. По мнению В.Н. Татищева, башкиры упоминаются еще у Птолемея «аскатирами». Башкиры являются потомками древних финноязычных сармат. Что касается языка, то «понеже они (башкиры) закон Магометов с татары приняли и язык их употреблять стали, за татар уже почитаются. Однако в языке от прочих татар много разнятся, что не всяк ис татар их разуметь может» Татищев сообщает некоторые сведения об этнической истории башкир. «Сами (башкиры) по преданиям о себе сказывают, что они суть от булгар произошедшие». Здесь речь идет о башкирах-гайнинцах, у которых сохранились легенды об общности происхождения с булгарами.

Н.М. Карамзин (1766-1829) в I томе «Истории государства Российского», опираясь на сведения европейских путешественников XIII в., пишет, что «башкиры живут между Уралом и Волгой. В начале язык у них был венгерский. Потом они отюречились. Башкирцы говорят ныне языком татарским: надобно думать, что они приняли его от своих победителей и забыли собственный в долговременном общежитии с татарами».

В 1869 году была опубликована работа Д.А. Хвольсона, в которой автор анализирует сочинения средневековых арабских географов и путешественников о башкирах и мадьярах. Его выводы сводятся к следующему. Первоначальной родиной мадьяр были обе стороны Уральских гор, они входили в состав башкирского народа. Об этом свидетельствуют путешественники ХIII века Юлиан, Плано Карпини и Гильом де Рубрук, писавшие о тождестве башкирского языка с мадьярским. Именно поэтому они называли страну башкир «Великой Венгрией». Около 884 года часть мадьяр под ударами печенегов ушла из Урала. После долгих странствий они поселились рядом с хазарами. Однако, снова притесняемые переселившимися в Европу печенегами, мадьяры отправились дальше на юго-запад и поселились в Атель-Кузе. Оттуда они постепенно переселились на территорию современной Венгрии. Хвольсон считал, что древней формой имени башкир был «Баджгард». Этот этноним постепенно изменяется «двояким образом: на востоке из «Баджгард» образовались формы «Башгард», «Башкард», «Башкарт» и т.д.; на западе начальное «б» перешло в «м», а конечное «д» было отброшено, так появилась форма «Маджгар» из «Баджгард», «Маджгар» перешел в «Маджар» и эта форма наконец перешла в «Мадьяр».

Интересное мнение о башкиро-венгерских этнических связях высказал выдающийся башкирский языковед Джалиль Киекбаев. Он сделал следующие выводы о башкиро-венгерской этнической связи. Слово йэнэй употреблялось в значении большой, т.е. обозначало большое племя. А где есть большое племя, есть и малое племя. В Венгрии среди древних венгерских племен было племя кэси. Слова венгр и венгер образованы от слова вунугыр. Вун по-башкирски — это десять. Поэтому некоторые народы называют венгров унгар. Это слово образовано от слов ун унгар. Не удивительно, что есть деревня Биш Унгар. А слово башкорт образовано от бэш угыр, потом изменилось в башгур и башкурт, сейчас башкорт. Древнетюркское слово бэш по-башкирски означает биш (пять). Итак, слова венгер (унгар) и башкурт (башкорт) образованы одинаково.

Тюркская теория.

По дошедшим до нас источникам, о башкирах как о тюрках сообщают арабские, персидские и среднеазиатские авторы. Впервые этнографическое описание башкир дал Ибн-Фадлан — посол багдадского халифа аль Муктадира к царю волжских булгар. Он побывал среди башкир в 922 году, а позже написал «Книгу путешествий». Башкиры, по утверждению Ибн-Фадлана, были воинственными и могущественными, которых он и его спутники (всего «пять тысяч человек», включая военную охрану) «остерегались… с величайшей опасностью». Они занимались скотоводством. Мужчины брили бороду. Башкиры почитали двенадцать богов. Наряду с тотемизмом Ибн-Фадлан отмечает у башкир и шаманизм. Видимо, среди башкир начинает распространяться ислам. Таким образом, по свидетельству Ибн-Фадлана, башкиры — тюрки, живут на южных склонах Урала и занимают обширную территорию до Волги.

Убежденным сторонником тюркской теории происхождения башкир был В.М. Флоринский. В журнале «Вестник Европы» он выступил с большой статьей «Башкирия и башкиры». О тюркском происхождении башкир, по Флоринскому, свидетельствуют такие характерные этнографические признаки башкир, как длинные куртки, длинные рубахи с большим откидным воротником, низкие войлочные шапки с повернутыми кверху полями, мясная пища, войлочные юрты и соколиная охота. Тогда как для финских народов типичны короткие рубахи с узким воротом и поясом, меховые или с меховым околышем шапки или шляпы, отсутствие мясной пищи, дома и землянки. В пользу тюркской принадлежности башкир говорит и их тюркский язык.

В 1955 году была опубликована монография С.И. Руденко «Башкиры. Историко-этнографический очерк». Руденко дает следующую схему этногенеза башкир. Территория Башкирии во II тысячелетии до н.э. была населена племенами европеоидного типа. В начале I тысячелетия, не позднее VIII в. до н.э., с востока проникли племена монголоидного типа, которые в VII в. до н.э. стали одним из существенных компонентов в физическом типе населения Башкирии. Монголоидные черты этих племен не были ярко выраженными в результате смешения с местными племенами европеоидного типа. С.И. Руденко предполагает, что большинство населения Башкирии пользовалось древним башкирским языком. С первых веков н. э. можно рассматривать башкир «как единую группу племен с бытом, обусловленным в какой-то мере кочевническим скотоводством в сочетании с охотой в степной полосе, в горной же и в лесной полосе с преобладанием занятий охотой, пчеловодством, в известной мере земледелием в сочетании с оседлым скотоводством».

Известный башкирский этнограф Н.В. Бикбулатов также поддерживал тюркскую теорию. Однако он выдвинул свою гипотезу происхождения этнонима. В сообщении Гардизи (XI в.) упоминается военачальник Башгирд. Он был предводителем 2000 всадников. По мнению исследователей, Гардизи писал о событиях более раннего времени, чем XI век. Вот этот Башгирд «был той реальной личностью, от имени которого берет начало этноним «башкорт». Это произошло в VIII — не позднее начала IX в. южнее современной территории расселения башкир.

Промежуточная теория.

Суть ее теории состоит в том, что в формировании башкирского народа участвовали как угорские, так и тюркские племена. Впервые эта мысль была высказана А. Шлецером. На основе европейских источников Х—ХIV вв., считал он, башкиры представляют собой смесь финно-угорских народов с тюркскими племенами и сложились в золотоордынское время.